|
Материалы номера № 12 (384), 2020 г.
ИСКРЫ ИРОНИИ И МЕРА МЕТАФИЗИКИ В ПОЭЗИИ ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА
Ирония может быть низовой, касающейся ущелий и развилок плоти, в основном, или грубо потешающейся над человеческой промашкой — именуемая в таких случаях стебом, она не представляет особого интереса; но может быть ирония, переплетенная с метафизикой: с осмыслением предложенной яви, своего места в ней — тогда, используя метафоры и всю мощь поэтической плазмы, она приводит к интересным поэтическим результатам:
Жизнь тает точно пастила Во рту — Господь дает отмашку. И невозможно постирать Судьбу — как джинсы и рубашку. И невозможно изменить Ни дня, ни собственного взгляда. И невозможно извинить Себя — а впрочем, и не надо.
Что может быть ироничнее, чем сравнение жизни с пастилой? Что может быть трагичнее вывода, данного в последних двух строчках? Так интересно работает ирония в стихах Евгения Степанова — или поэт работает с нею, допуская дозированные ее волокна ради большего философского эффекта… Впрочем — и лирического тоже… Вот стихотворение, названное именем скандальной Чиччолины: вот игра смыслов, подводящая к острому восприятию негодности политического процесса: где бы собственно он ни шел, ибо все его нам известные формы достойны… в лучшем случае критики. Стихи Евгения Степанова напоминают мне размышления мудрейших — этакий современный вариант Розы мира:
Опять нам нагло врут. И — на сердце кручина. Опять дают эфир какому-то вралю. Один по нраву мне политик — Чиччолина. Политиков других я, грешный, не люблю. В их каменных глазах — и счетчики, и ценник, В их пламенных речах — червивая мура. Все, что они хотят, — как можно больше денег. …А Чиччолина так открыта и щедра!
И как изящно последняя строка снижает уровень полынного раствора, влитого в стихотворение! …Многое бушующее вокруг, раздражающее, предельно негативное, исследует Евгений Степанов своими стихами, виртуозно используя иронию Евгения как один из лучших метафизических инструментов, имеющихся в арсенале поэзии…
Александр БАЛТИН
| |