Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 2 (8), 2011 г.



Юрий СЕРОВ
Что убивает литературу?

Еще десять-пятнадцать лет назад Россия была самой читающей страной в мире. После развала СССР народ читал не хуже, чем в советское время, даже несмотря на разруху и процветающий бандитизм. Сейчас, когда все успокоилось и устаканилось, наша страна перестала читать. Появились интересные авторы, книжный рынок переполнен новинками и крепкими романами, да и толстые журналы продолжают существовать, однако читательская аудитория с каждым годом снижается, и скоро может настать такой момент, когда писатели останутся не у дел. Что же убивает литературу? Давайте попробуем разобраться.

Телевидение. Один известный американский писатель в конце семидесятых годов предположил, что телевидение со временем заменит людям книги, и оказался прав. Бум, который пережили США, перечеркнул все надежды. Передачи, фильмы, а в особенности мыльные оперы вытеснили книги на второй план, а мужчин и женщин приковали к дивану. В итоге нация начала стремительно терять в грамотности и образованности. В России бум телевидения пришелся на конец девяностых-начало двухтысячных, когда иностранные боевики и сериалы плавно перекочевали в наши ящики, и натворил делов покруче, чем за границей. Страна засела за бездумные, растянутые до пределов двухсотсерийные бразильские мелодрамы, однотипные истории про крутых бандитов, объединившихся в бригады и кланы, и плоские комедии. Самое же страшное, что детей подсадили на тупые мультфильмы, которые ничему не учат. Ребенок, смотрящий "Южный парк" или "Спанч Боба" — потенциальный бездарь. Мой знакомый, любитель "Симпсонов" и "Футурамы", с трех лет приучал дочку к этим мультикам. Теперь ей семь, она не умеет читать и не испытывает тяги к знаниям, считая, что книги — это глупо. Помнится, я года в четыре по слогам шпарил, а в школе пропись и не нужна была. Получается, с приходом ТВ последующее поколение опустило планку ума в не-сколько раз. Почти под самый плинтус.

Интернет. Трудно сказать, что Интернет убивает литературу. Если коснуться авторских прав, то да, но тема эта другая, не относящаяся к нашей. Сеть — отличная библиотека и плацдарм для начинающих авторов, где множество конкурсов и возможностей реализовать себя на писательской ниве, да и в плане чтения выбор здесь богатейший: от фантастики до научно-философских трактатов. Выбор есть, но выбирают другое: онлайн-фильмы, клипы, развлекательные сайты. Интернет — болото, где люди теряются во времени, сутками зависают в "Одноклассниках" и "Вконтакте" и играют в сети. Я не говорю, что это плохо: новое время вносит свои коррективы, виртуальная реальность заменяет обычную; но и хорошего здесь не видно. Если человек проводит часть времени за чтением, развиваясь и познавая, и часть за компьютером, то нормально. Если же только за компьютером, то выхода нет. Страшная зависимость, возникающая от Интернета, ставит крест на мечтах о грамотной нации и в ближайшем будущем вообще вытеснит книги из хобби. Чтобы этого не случилось, нужно приложить максимум усилий и использовать сеть для блага общества. Создавать красочные и познавательные сайты для детей, делать оригинальные странички наподобие "Википедии", где статьи прочитываются на одном дыхании, а участвовать в их написании могут все пользователи, открывать бесплатные электронные библиотеки (тут опять возникнет вопрос с авторскими правами) и приучаться искать в Интернете полезное. Когда в России поймут, что себя можно спасти только самим, тогда и уровень IQ поползет вверх. Условия у нас имеются, просто никто не хочет приспосабливать их под правильные цели.

Компьютерные игры. Стрелялки, бродилки, гонки — враг литературы номер один. Бороться с играми практически невозможно, а попасть под влияние виртуального мира — раз плюнуть. Нет такого человека, кто не пробовал бы с лихвой порулить по ночному городу или побегать с винтовкой во второй мировой войне. Компьютерный бум пришелся сразу за телевизионным, и русский народ, никогда ранее не имевший столько радостей, кинулся покорять игры одну за одной. Наше общество получило все: войны, квесты, безумные аркады, погони за преступниками. Жизнь разукрасилась красками, цветами радуги. Какие книги, не смешите. Люди переделывали в играх историю, побеждали, выигрывали Лигу Чемпионов, выступали на стадионах перед толпой фанатов, — фантазировать не надо, все перед глазами. Производители угадывали желания любого.

Отношение людей. Еще одна проблема, которая не позволяет литературе выбраться со дна — безразличие россиян к процессу чтения. Те бесподобные советские дискуссии, когда все были в курсе происходящего и до дыр зачитывали толстые журналы, дабы не отставать от других знатоков, остались в прошлом. В новом времени люди слишком заняты, чтобы заниматься подобной ерундой. Если человек и решается на чтение, то останавливает выбор либо на второсортном фантастическом боевике, либо на безграмотном детективе, где главный герой — крутой мужик, позволяющий себе убивать преступников пачками и ежеминутно выхватывать пистолет. Пользы от таких книг мало, да и литературой их назвать язык не поворачивается. Раньше читали ради удовольствия, теперь ради развлечения. И самим писателям неплохо бы изменить отношение к читателю. Не идти на поводу у издательств, требующих одну книгу в три месяца и загоняющих авторов в рамки безысходности, работать качественнее над текстом, больше читать хорошей литературы, и дело наладится. Стране нужны сильные писатели, способные заинтересовать любого человека крепким словом и интересным сюжетом. Писать ради заработка, конечно, не возбраняется, но слишком не заслуженны гонорары некоторых раскрученных авторов.

Пути решения. Не хочется в конце писать о плохом, но выходов из сложившейся ситуации практически нет. Литература в России откатилась на последние роли, а вперед вышли телевидение и Интернет. Писатель перестал быть оплотом правды и превратился в шута-развлекателя, пишущего ради счета в банке, а не ради искусства. Толстые журналы из железобетонных высоток перекочевали в разряд одноэтажных домиков с тиражами в четыре-пять тысяч. Сеть вывалила на нас тонны псевдоавторов, считающих заметки в Живом журнале рассказами и миниатюрами. Можно перечислять проблемы до бесконечности, но толку из этого не выйдет. Нужна поддержка государства, рекламщиков, психологов. То, что нам вбивает в голову телевизионный ящик, нужно лечить. Поколение MTV выбирает другие развлечения, а следующее поколение посадит книжный корабль на мель, переберется в виртуальную реальность на постоянное место жительства и навсегда забудет о названиях вроде "Знамени" или "Октября". Чтобы этого не случилось, мы должны поменять многое. Если не получится, то Россия через несколько лет станет безграмотной нацией, толстеющей на гамбургерах и картошке фри.



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru