Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 2 (8), 2011 г.



Сергей Белорусец: "О детстве — не по-детски…"

Существует мудрая до банальности фраза: "Все начинается с детства". Однако тривиальность мысли порой не исключает ее справедливости. Справедливо то, что детские впечатления и уроки — самые важные для человека. Тот багаж, что он сохранит до конца жизни.

Конечно, к сегодняшним детям в самом нежном возрасте приходят компьютеры, телевизоры, плееры, интерактивные игрушки и прочие технические новшества. Впрочем, наличествуют и книги. Человек растет, как правило, читая. А книги — кто-то пишет.

Но кто такие — детские писатели? Какие они? Конечно, разные, как все люди… Хотя, вероятно, существуют особенности характера или мировосприятия, призывающие взрослых солидных дядь и теть служить Детству? Помните знаменитое: "Только детские книги читать, /Только детские думы лелеять, / Все большое далеко развеять, / Из глубокой печали восстать…".

Осип Мандельштам в этих стихах как будто предъявил тезу и антитезу: детское — простое, чистое, искреннее и понятное; большое — все прочее, сложное, грубое, несовершенное, ввергающее в глубокую печаль… Кажется, что детские авторы должны исповедовать эту же "религию" — и до старости быть прозрачны и ясны, как сама их аудитория…

Таковы ли они в действительности?

В этих (и не только этих) тонких материях мы разбираемся с помощью поэта Сергея Белорусца, председателя оргкомитета фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского, президента Фонда поддержки творчества РАзножанровых Детских Авторов "РАДА", эксперта по проблемам детства Общественной палаты РФ, лауреата нескольких литературных премий.

— Сергей, первый вопрос напрашивается: почему Вы — в том числе — и детский поэт? С чем это связано? Может быть, все детские авторы не вышли из детства? Не наигрались?

— Можно сказать и так. И ничего в этом посыле нет, заслуживающего уничижительной иронии. Или сарказма. Люди с детства до смерти играют в игры. Потребность в игре — одна из базовых потребностей человека.

Жизнь — тоже игра. Нужно (каждому и всем), чтобы люди учились жить, ибо не умеют, а думают, что умеют. Игра — штука зачастую тяжелая и непростая, но дети этого не знают и считают, что раз она игра, значит, она — по определению — должна радовать. Это шанс заинтересовать ребенка, пробудить в нем фантазию и творчество.

Взрослые более не умеют жить, чем дети, ибо привычно соблюдают правила заведомо ущербной игры, не решаясь жить иначе, чем предлагает, навязывающая им себя и свои пределы как единственный способ выживания общечеловеческая псевдореальность.

— Итак, для Вас жизнь — игра…

— …что ее не обесценивает. А настоящая жизнь — творчество, творческое изменение себя и своих границ. Жизнь сложнее и многоступенчатей, чем про нее — как правило — говорят и думают. Ее нельзя пытаться упростить. Если упрощаешь — лишаешь себя почти всего. Она играет в игру, что ты про нее все знаешь, потакает твоей ложной осведомленности, но подспудно ждет, а вдруг тебе надоест скука всезнайки и захочется расширения владений себя и мира… Если человек жив, значит, у него есть шанс что-то изменить в себе и своей жизни. Если ты жив, значит, иллюзии у тебя еще остались…

— А что же тогда для Вас творчество?

— Творчество — создание и разрушение алгоритма. Только в сломе стереотипов есть творческое начало. Гармония рождается из хаоса, а не наоборот. Поэтому так важна любая попытка, направленная на понимание и постижение жизни — ее смысла, ее ценности, ее красоты…

Беседу вела Елена Сафронова

(В полном объеме читайте интервью в журнале "Дети Ра" № 4, 2010)



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru