|
Материалы номера № 2 (8), 2011 г.
Поэты "Спектра" 1963-1971-2010 гг. "Спектр" в документах и воспоминаниях. Сост., предисл. А. К. Гоморева.
М.: Центральный издательский дом, 2010.
Литературное объединение "Спектр" — заметное и во многом знаковое явление творческой жизни 60-х — 70-х годов прошлого века.
Возник "Спектр" в 1963 году, был закрыт в 1971-м.
ЛИТО функционировало при Московском институте химического машиностроения, при Управлении культуры Бауманского района, при клубе ВАРЗА (Второй авторемонтный завод).
Руководил им на протяжении восьми лет поэт Ефим Друц.
Приходило в ЛИТО очень много поэтов и прозаиков, но основной костяк составлял примерно 250 человек.
В 2010 году о "Спектре" вышла интересная и содержательная книга, которую составил А. К. Гоморев, сделав большое и благородное дело.
Принцип составления книги, который использовал А. К. Гоморев, заключается в следующем: он собрал стихи авторов, которые в разные время посещали ЛИТО.
Получилась, конечно, сборная-солянка, но с точки зрения источниковедения, этот принцип представляется наиболее правильным. И будущие исследователи "Спектра" должны будут поклониться в ножки составителю.
Читатели книги, наверное, с удивлением узнают, что "Спектр" посещали такие ныне широко известные поэты, как Вячеслав Куприянов, Алексей Цветков, Евгений Витковский, Александр Щуплов, Анна Михальчук (Альчук), Ольга Чугай, Евгений Артюхов, Елена Дунская, Владимир Евпатов и многие другие. Стихи этих авторов (наряду со стихами других) представлены в сборнике.
Значит ли это, что мы можем считать, например, Алексея Цветкова, которого традиционно относят к группе "Московское время", "спектровцем"? Разумеется, нет.
Молодые поэты 60-70-х годов прошлого века ходили в разные ЛИТО, собирались в разных неформальных группах.
Помимо "Спектра" существовали легендарные "Магистраль", "СМОГ", "Луч", уже упомянутое "Московское время" и т. п.
Подлинные поэты переросли рамки любой формальной или неформальной организации. Сейчас можно уверенно сказать, что есть поэт Алексей Цветков, есть поэт Вячеслав Куприянов, поэт-пародист Виктор Завадский. Хотя все они посещали "Спектр".
А что же другие поэты этого ЛИТО? Кто из них сказал свое слово в русской литературе?
Отвечать на эти вопросы еще преждевременно. Но общий тренд, на мой взгляд, очевиден. Большинство участников "Спектра" были любители изящной словесности в самом замечательном смысле этого слова.
ЛИТО как институт в советское время давал креативным людям возможность творческого общения, развития своих способностей, приобщения к культуре. Вот эту роль "Спектр" выполнил блестяще и на высоком уровне.
Более того, "Спектр" развивал разные направления в стихотворчестве — силлаботонику и верлибр, одностроки и дистихи, эпиграммы и пародии.
Несомненно интересным поэтом "Спектра" можно считать традиционалиста Евгения Артюхова. Его силлаботонические стихи написаны в лучших традициях постакмеистской школы — откровенно, честно, сострадательно.
Вот, например, два добротных, исповедальных и мастерски "сделанных" стихотворения:
* * *
Помыкался по свету,
не за горой черед,
когда уже к ответу
Всевышний призовет.
Нигде не отличился,
и не на что пенять.
Полжизни жить учился,
полжизни — умирать.
ДОЛЯ
Нет дома, где родился,
нет школы, где учился,
нет роты, где служил,
страны, в которой жил.
Лишь холм от церкви с краю,
где спят отец и мать,
еще мне помогает
себя не потерять.
Интересны моностихи, дистихи, верлибры Натальи Сидориной:
У обугленных сосен зеленые тени…
* * *
Закон сохранения энергии
= бессмертию души.
Анализировать стихи Вячеслава Куприянова, Евгения Витковского, Александра Шуплова, Ольги Чугай или Алексея Цветкова мне представляется в данном контексте неправильно — все-таки называть их поэтами "Спектра" можно с большой долей условности.
Любопытны стихи молодой в ту пору Анны Михальчук (Альчук).
Анна Альчук впоследствии станет одним из лидеров авангардной поэзии, полностью откажется от регулярного стиха. Однако в книге представлены именно традиционные стихи поэта. Замечательные стихи, лишний раз доказывающие, что любой авангард зиждется на глубоких традициях.
Я — от аттических бегуний,
От амазонок — к вам.
Цвет насаждаемых петуний
Далек моим стихам.
Не красный, вылившийся бурно
В сомнительный рассвет.
Мой — амфоры чернофигурной
Суровый, честный цвет.
1980
"Поэты "Спектра"" — первая книга, посвященная этому замечательному ЛИТО.
Не сомневаюсь, что в дальнейшем "Спектром" займутся и другие исследователи и составители. Но право первопроходца принадлежит А. К. Гомореву. Он проделал действительно титаническую работу.
Фёдор МАЛЬЦЕВ
| |