|
Материалы номера № 07 (391), 2021 г.
СВЕТОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ Заметки о поэзии Виктора Петрова 1
Образ деревни, концентрированно данный в нескольких строках: образ, прослоенный жизненным свинцом: и — уходящий, как бесконечные элементы натуры, постепенно убывающие из реальности:
Баню растопили по-белому, Жизнь крутнулась наоборот… Баба сердобольная беглому Ставила еду у ворот.
Сильно построенные стихи Виктора Петрова (Ростов-на-Дону) черпают материал в той же мере из жизни, сколь и из мечты: о вечном сиянии русской правды:
Я ветром по свету гоним, И слышен поруганный гимн, Как звон колокольный на дне – Град Китеж, мой Китеж во мне!
Китеж, прекрасный, сказочный Китеж вечного, еще не воссиявшего толком русского солнца: как сладко и могущественно это представление… Впрочем, стихи Петрова больше сумрачного колорита: сгущенных красок, сильного нажима пера.
Острые звезды Кремля Ранили русского зверя, И задрожала земля, Веря Христу и не веря. Лучше страдать на кресте, А не поддаться расколу: Тянется крест к высоте, Прочее клонится долу!
Нечто потаенно-исконное, глубинное, как руда, определяющее русское бытие, сильно просвечивает сквозь стихи поэта. Как не прискорбно, для русских характерна тяга к запредельности с неумением да и нежеланием отвлекаться на суетное: два полюса, определяющие русскую жизнь долго-долго. Высокая метафизика — русского видения, разумеется, — прорастает сквозь стихи поэта, набирая высоту от дерзновения мысли:
Смотрите: мукою христовой Искажены мои уста! Я думал: слово — это слово, А слово — это взлет креста…
Так понимается слово: ныне сведенное в основном к передаточной функции; так чувствуется слово поэтом, как и должно… Многого из того, что должно быть — нет; многого; но стихи, идущие ввысь, по световой вертикали, добавляют гармонии к окружающему миру, и стихи Виктора Петрова как нельзя лучше доказуют это.
2
Есть метафизическая высота русской деревни: связанная и с Китежем, и с княжением, связанная тысячью отливающих золотом нитей с прошедшим, с традицией, уходящей, как натура, забываемой, почти забытой:
Твоя деревня, мать родная Княже! И ночью белой нежится изба: Полцарства — за тебя! — не за коня же: Взамен бы только прядку отводить со лба. Когда посмотришь снизу на меня ты, Почудится — повелевает свыше взор… Твоя изба так это княжие палаты, А где я был и делал что — какой же вздор!
Свет пламенеющий, осенние листья, нисходящие на землю… Философия избы, на протяжение веков ассоциирующейся с Русью — избы, более значимой, чем княжеские палаты. Стихи Виктора Петрова заряжены силою природного слова-солнца; они вспыхивают литою вековой церковной парчой и звучат булатом: когда есть необходимость; они становятся нежнее шелка и режут правдой, ибо нельзя же ею, наждачной, пренебречь. Страшные строки зазвучат о храме на холме: погубленном и разоренном:
Загублен храм на том холме, Куда всходили мы с тобой. И раны стен, и свет во тьме Являли зло наперебой. От капищ траурная гарь, И не сбылась благая весть, Но там, где осквернен алтарь, Не зря гнездо соколье есть!
Страшные — но ведь птичье гнездо наполнено светом жизни в неменьшей степени, чем все остальное пространство, и продолжение жизни, явленное в стихе, воспринимается врачевателем упомянутых ран. …Как своеобразно увидена рысь, точно становящая символом таинственного леса, и взгляд ее мерцающе-текучий словно отвечает немыслимым тайнам мирозданья, таящимся везде:
Я знаю, в том лесу гуляет рысь, Большая кошка, вольное созданье. И смотрит рыжая подолгу ввысь, А звездное таится мирозданье.
Поэзия Петрова держится высотой: мирочувствования, входящего в стихи образным строем, высверком мысли, огнем правды, плазмою жизни, и насыщенность стиха разнообразием всего поражает, предлагая свой космос.
3
Под сенью русского размаха вызревает, дабы соком истечь, трагедия, и поэт, чья чувствительность может соперничать с сейсмографом, ощущает ее и в красках разгула, захлеста, ярой силы:
Гулеванит Гуляй-Поле – Шашек дикий пересверк! Батька думает о воле И подковывает век. Вишни кровенеют рясно, Белый снег убит во рву. Кто за белых? Кто за красных? Я за зелену-траву!
Располосовано будет тело Отчизны, и многое уйдет, и пейзаж деревни сделается темным, тяжелым… Виктор Петров удивительно чувствует русское, даже потаенное, даже как будто едва проступающее пунктиром в подспудных слоях истории. Тут двойственно: с одной стороны — сияющий Китеж, так и не поднявщийся из-под метафизических вод, с другой — деревня, все глубже и глубже погружаемая в оные… Полюса, определяющие русское бытие, тяжелы, и совместить их не получается — подобно тому, как тяга к подвигу в русских сильнее желания кропотливо и нужно собирать… к примеру, табуретки. Стихи Виктора Петрова сильно стянуты волокнами метафизики: необходимость осмысления яви зажигает свет внутри оных волокон:
Сказал победитель: «Восславь…» Я славил не сон — славил явь, И звездному верил огню, И мир весь держал за родню.
Тут и вселенство русское: всеединство — так сильно выраженное философом Фёдоровым, поэтом всеобщего дела… Китеж, глубоко спрятанный в каждом из нас, прорывается замечательными лучами-строками стихов, коли речь о поэте: и Виктор Петров, сильно и ярко представляя современную поэзию, дает образы, налитые светом смысла и наполненные тою мерой глубины, что свидетельствует о глобальности поэтического дарования…
4
Бои, битвы, Армагеддон… Неистовство шумит в поэзии Виктора Петрова, взмывает вверх, тянет знамена к неведомым полюсам:
Он схлестнулся крест-накрест с тобою И земные отринул пути. И, распятые общей судьбою, Разве можете с неба сойти? Было то, что еще не бывало, А что было — рассыпалось в прах… Ты руками его обвивала И в подлунном и в прочих мирах.
Миры множатся, отражаясь один в другом; и вот уже поминается — «Мой род Аввакума Петрова»: кажется, действительность, банальность ее объема не могут удовлетворить Петрова, взбирающегося все выше и выше… Гудения, занятое у сфер, сила, способная сокрушать крепостные стены… Даже ноты лирики, звучащие в его стихах, своеобычны: точно изъяты из боев, столь же естественных, сколь и необходимых:
Милая, гладишь меня по щеке – Я, как всегда, небрит навсегда. После заблудишься ты вдалеке, И обомрут мои поезда.
Он громоздит свою лестницу к небу — Виктор Петров; и лестница эта тем вернее, чем гуще звук, чем правдивее он связан с напластованием истории, веры правды…
5
Пышная и яркая, как ярмарка, неистовая, как стихия бунта, отдающего то Пугачём, то Стенькой, трагическая, как умирающая деревня, поэзия Виктора Петрова включает в себя многое: русское, коренное, поднимающееся ввысь, становящееся всеобщим… Возникнет Китеж: бездной и символом, красотой и надеждой: Китеж, вечно сопровождающий русскую реальность мечты. О, русскому сердцу многое будет родным: и боль, проходящая сквозь него, есть боль за весь мир — оскорбленных, поруганных… Очень русское, очень из Достоевского чувство-ощущение моделируется Петровым с очевидной и жесткой четкостью и… нежностью… Парадоксальное сочетание? Да нет, для нашего мировосприятия вполне логичное. И сквозь безнадежность: пепельно-предельную, казалось бы, пробиваются лучи, несущие солевую силу надежды. Неистовство закипает-зацветает в строках Петрова: оно зацветает садом высоты, благородной пеной белейших цветов покрываясь — ибо не бывает так, чтобы раны были сплошными… Исцеление должно грянуть! Духовное исцеление Отчизны, слишком заблудившейся в потребительских переулках. Легенды, мелькая пестрыми полосами, оживают фрагментами в поэзии Петрова, сообщая ей новые краски, давая дополнительную силу. Строка емкая: как хорошее хозяйство; строка мускулистая, как мужество героя. И поэзия, предложенная Виктором Петровым, сочетая в себе множество высоких свойств, зажигается суммами подлинных стихотворных звезд.
Александр БАЛТИН
| |