Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 08 (392), 2021 г.



ОБЗОР ПОЭТИЧЕСКИХ ПОДБОРОК, ОПУБЛИКОВАННЫХ
 В № 6, 2021 ГАЗЕТЫ «ПОЭТОГРАД»
 
1

Противоречие резкое: циркулярка, вторгающаяся в реальность, и — шмель, словно противоречащий оной работе: соприродный всему цветущему вокруг, гудящий живым счастьем бытия:

Под шум соседской циркулярки,
Возне и стуку вопреки,
Смотреть, как шмель большой и жаркий
Взлетел с невидимой руки.

Мечтать о заморозках ранних,
Когда прихватится вода,
И разноцветное страданье
Перегорит под холода.

Земля и небо Любови Берёзкиной устроены по-своему: с особой своею акустикой, с необычностью самых обычных панорам, с парадоксами, играющими на руку читательскому восприятию: бередящими мысль.
Белый ангел, пролетающий над садом, благосклонно роняет драгоценное перо, и расцветает оно бесчисленными поэтическими огнями.
Природного изобилия в стихах Берёзкиной довольно много, и разнообразно оно, даваемое богато соком смысла наполненных строк:

Шиповника побеги, и трава,
И лепестки неведомых дорожек.
Когда кресты рубили на дрова,
Здесь было так, века — и будет то же.

Есть и спокойная интонация: точно все, что бы ни происходило, ни звучало, ни насыпалось нелепо, нужно перетерпеть, извлекая солевой опыт…
Есть и масштабная музыка…
Соединение многих благородно-высоких качеств превращает стихи Берёзкиной в яркое, световое явление…



2

Сонный паралич чреват: сознание может не восстановиться…
Фиксация различных состояний: так, чтобы они становились яснее в своей основе: одна из тончайших функций поэзии, что хорошо доказывают стихи Николь Воскресной:

Существо, утратившее любовь.
Молчание, переведенное дословно,
сорванное как покров,
в лицо, глядящее двустволкой,
обнимающее как сонный паралич.

Сила высказывания подчеркивается необычностью ритма: и он, словно зигзагообразный, заставляет почувствовать нечто, упущенное ранее.

Яблоко, слаще чем грех первородства,
трепетнее вожделения, —
красота притягивает демонов или уродцев,
и ей не будет прощения…
Какое святое сиротство,
оно ли не наваждение.

Сложно выстроенная метафизика мрачна, однако яблоками представленные стихи, налитые крупитчатой плотью смысла, осмысления яви и своеобразной, прихотливой красоты, отменяют эту безнадежность…



3

Красива звездная безмолвность, особенно открывающаяся двоим, и взлет, обеспечивающий приближение к тайне, позволяет ярче увидеть предложенную окрест реальность:

Я в этот миг с тобою рядом.
Ты знаешь, время лишь условность.
Мы шелестим весенним садом,
Взлетаем в звездную безмолвность.

Красивые, словно светящиеся изнутри раковины слова — таково ощущение от чтения стихов Натальи Михайловской: стихов, прошитых грустью и отмеченных ощущением полета, играющих и поющих предельно серьезно: разных, собираемых в чудесные, ароматные букеты…
…Ароматы стихов — духовного свойства: тонкость поэзии точно подразумевает бесхлебность.
Захлестывает волна, несет, осень мерцает где-то внизу…

Склонила гроздья тонкая рябина,
И небо хмурое тоскует в вышине.
Покрыта инеем осенняя долина,
Вот так и ты скучаешь обо мне.

«Симфония зимы» прозвучит пышно: разойдется белеющей, блещущей синевой, рассыплется фейерверками снегов…
Мудрость Востока проявится в неожиданном ракурсе:

Богат Восток сияньем жемчугов,
И роскошью дворцов к себе манит.
Но слово мудрецов ценней всего —
Иди за сердцем, — говорят они.

Наталья Михайловская идет за сердцем, и путь ее покрывается цветами стихов.



4

Длинная строка свидетельствует о желании наполнить ее как можно большим: разнообразным, изо всего арсенала жизни:

В точке равноденствия Фемида не ошибется —
Ни одна из чаш весов не коснется земли. Солнце
Уступает дорогу ночи, и та не преминет прийти,
Чтобы срочно кого-то спасти из объятий тоски.

Чаши весов качаются над бездной, которую фиксирует поэт, и бездна эта, облеченная в разные тона, ярко вспыхивает на солнце духа…
Сильная растяжка строк Виктории Мамоновой перехвачена метафизическими волокнами: поэт стремится к предельному осмыслению действительности, таковому, когда не останется вопросов, когда — произнесенный, заданный вопрос  будет же и ответом:

Поздний сентябрь бьется в эпилептическом припадке,
слепящая белизна неба изнуряет до слез глаза,
ясность — себе равна — требует чистоты и повторения;
мы с таким удушливым рвением ожидали начала,
что само ожидание разменяли на ближнее зрение.

Ближнее зрение противоречит перспективам, чья мощь всегда завораживает больше…
…Да нет: ведь там где-то смерть: неизбывно-неизвестная, а мы все о жизни, о жизни…
Виктория Мамонова выстраивает свою поэтическую систему, используя звезды и осень, математическое равноденствие и алхимические тайны, чтобы сумма завораживала, превращаясь в сумму сумм.



5

Разговорная интонация не исключает метафизического осмысления пространства, времени, сущности мира и того, что делает его таким, каков он есть:

Допустим Миром правит просто случай,
С моим рождением Хрычёвым повезло,
Но вот откуда возникает зло:
Два годика — болезнь все круче.
Я сохну, вяну (медики не в помощь),
В растерянности мать,
но вдруг старушка
Ей посоветовала фрукт ли, овощ —
И через месяц вновь я, как игрушка!

Разговорная интонация Юрия Хрычёва множится на иронию, словно вшифрованную в строки, и на игру в наив, когда говоримое ясно, но преподносится под тем же углом, под которым видел действительность, допустим, Пиросмани…
…Потом, осмысливая собственную, глодавшую болезнь — возникает просветление: когда полупрозрачный ум касается потаенного механизма всемирности:

Итак, четырежды я был на грани смерти,
А если к этому прибавить десять лет,
Когда бездарные завистливые черти
Душили мой гуманистический проект,

То возникает убеждение: не случай
В судьбе на главную выходит роль,
А недоступный, не Земной — дремучий
Всемирно управляющий —
Король!

Нечто, просиявшее в результате болезни, открывает и ее код.
Так, ступенями повышения, мешая метафизику и иронию, поэт поднимается к подлинности высоты осмысления — через эстетические призмы — действительности.

Александр БАЛТИН



Яндекс.Метрика