 |
Материалы номера № 08 (392), 2021 г.

ПОВОРОТ СТРОКИ КАК МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В ПОЭЗИИ ГЕННАДИЯ АЙГИ
 Строка переходит в другую, организуя пространство поэтического текста, за счет поворота, и то, как он осуществлялся у Геннадия Айги, свидетельствует об особой акустике собора его творчества — равно и о специфической оптике поэта.
и сам я — шуршащий: «а может быть Бог...» — шепот в березах: «умер…» — и мы распад — продолжающийся? — а почему бы и нет? —
Здесь, например, строка поворачивает к телу и теме другой так, чтобы проявился метафизический коридор, которым шествует мысль: усложненная, но и жизнь требует повышенного напряжения… Естественно, усложняются и ступени поэзии, ее движения, ее вибрации… А вот — в финал строки выносятся наиважнейшие слова, собирающие в себе пучки лучей-ассоциаций, и, данные с заглавной буквы, производят они впечатление укрупнения — затертых от постоянной повседневности понятий:
Пора, чтоб Просто/ Солнце — Просто/.
И таково — Прощанье/ словно Очное — в равно-вмешающее Око-Душу: Солнце/. И вы — не только Гул и Величавость. Вы, вместе с Солнцем, были соответствием — Сиянью Простоты за Миром: …Так, используя тайные коды выразительности, Айги добивался объемных эффектов восприятия, и — перманентного развития стиха, продолженности его в запредельность, что создавало (и создает!) ощущение волшебной алхимии…
Александр БАЛТИН
|  |