Материалы номера № 10 (394), 2021 г.
СЛОВЕСНЫЙ САД КАМНЕЙ ОЛЬГИ МИХАЙЛОВОЙ I
Японская традиция предельной концентрации явлена на русской почве Ольгой Михайловой. Тут — словесный сад камней, предельная сила сосредоточенности на каждом слове. Слово — знак. Названный предмет — будь то дерево, или камень, или птица — проявляются крупно — вместе: давая букеты различных ассоциаций. Вода. Воздух. Изначальность. Ольга Михайлова как будто перевоссоздает предметы мира — согласно собственной иерархии значимости. Строк нет — есть вселенная строк. …от верхушки сосны зажигается исток вертикали. Птица взлетает. Настоящую правду можно узнать, только бесконечно вглядываясь, вслушиваясь в глубь глубин.
II
За пространство, за время… Поэт может говорить и за дерево, чье стремление ввысь напоминает работу мысли:
Птицы ночуют. Сторожу их чуткий сон. Я есть дерево.
Минимализм Ольги Михайловой нежен и четок, он базируется на ощущениях более тонких, нежели рентгеновские лучи; и не слишком традиционные для русской поэзии формы вспыхивают… восточными фонариками. Сгустки слов. Лапидарность нажима.
— Мы благодарны, — Цветы мне вслед кивают. Зачем их срывать?
Сострадание, проявляемое даже и к цветам, — дорогого стоит. Иногда проступает безнадежность, наводящая на мысль: чем все кончается:
Маяк ослепший. Остров невезения. Кораблик тонет.
Впрочем, возможно за занавесом все и начинается — иные пространства задрапированы сложно… Ольга Михайлова касается всего легкими и точными стихами: жизни, смерти, правды, лжи, растений, небес — и плавные души созвучий медленно поднимаются именно в метафизические небеса.
Александр БАЛТИН
|