|
Материалы номера № 10 (394), 2021 г.
СВЕТЛАНА ЛЕОНТЬЕВА
Светлана Леонтьева — поэт. Родилась в городе Свердловске. Окончила Высшие Литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького. Главный редактор альманаха «Третья столица». Живет и работает в городе Нижнем Новгороде. Автор многих книг и публикаций.
ИЗ КАЖДОЙ РОСИНКИ * * *
…идти мимо дома — одна остановка общественным транспортом. Вот твои окна наличники старой резьбы Городецкой. Ты мог быть мне мужем, но словно Дамоклов был меч надо мною с натянутой леской. Не ехать, точней не смотреть так по-детски, где вместе, где жили, добро наживали, любовь убиваю, давлю, выжигаю — она все живая. Вот осень: вот листья, вот красные и золотые. Но мне так нельзя! Я хочу, чтобы чувства остыли. Остыли! Остыли! Застыли смолой в кокон, в пепел. Хожу, как музей, как гербарий: все бабочки лета на тонких булавках приколоты в чреве мертвецки. А мне так нельзя: на наличник глядеть Городецкий. Мне вовсе нельзя. Во дворе твоем плавится светом, слезами облившись, потоками слез урыдавшись, в огромном дворе: мое маленькое кроха-сердце! Не видит никто его, бабушки, дети, мамаши, оно там одно: никуда ни исчезнуть, ни деться, оно, как на блюде, как чай, молоко, масло с хлебцем. Стучит и стучит в подреберье добро кулаками, ему обгрызает, как в песне, волк с краю клыками, и крылья сгибает, и смотрит в затвор автомата, ему бы обратно! Ему бы вернуться обратно! Но камень на шее: священный, во мхах звездный камень. Ни сказки конец. Ни заснуть. Ни уложить дитяти. Ни слово сказать, что не надо быть рядом с волками. Но мне так нельзя: помнить руки, объятья в кровати, и листья в кровати, и осень, и зимы, и весны. Мне надобно мимо, мне надо соседней дорогой! …Проклятые пробки. Проклятая пятница. Поздно. Разбитое сердце там бьется и колется остро о гвозди, о камни, о стекла, что возле порога!
* * *
Стелила тебе бы цветами, самшитом, лесами, где вешенка, мраморный груздь. Да хоть ко врагам, хоть иди к кришнаитам, сестра, от тебя — бей — но не отрекусь. Хоть деньги проси и кидай, как обманщик, хоть сердце проси, на! Даю. Пусть стучит. Здесь, в Питере, рядом играет шарманщик, здесь, в нижегородчине, бьются ручьи. О, сестры мои! Та, что зло мне сказала: — Ты — немощь, дурындиха, рыба, волчара. Да мне и не надо ватрушек, нектара. Свои я отдам куличи, калачи. София, молчи! Все знаю, про сшибки, про гром, грозы, тени, про впадины я марсианские знаю, но все же, но все же молю на коленях, ну, что ж проблукала ты в трех соснах с краю? По этим мощеным, как день, революциям? Да, кстати, не надо, «мы наш новый строим», а там, где двустволки, винчестеры, штуцеры, — всегда много боли, ранений и крови. Нет, я — не в штыки. До штыков ли, сестрица? Понять я хочу города все, столицы, твои все дороги, пути, километры, моя глубина — это два на два метра, но даже оттуда, да, лучше оттуда кричать я, вопить тебе буду: «Прости, мя за то, что тебе не смогла стать святыней и полем пшеницы, и речкой, и чудом! Все сестры вы мне! Ярославна — чьи слезы со щек утираю своих я ладонью. Все сестры мне — ивы, калины, березы, все сестры, рожать те, кто будут в роддоме, под небом, под звездами — Танечки, Тони. Цветаеву будем читать на балконе, Ахматовой грезить строкой обожженной. Сестра! Не для немощи, а для объятья раскинула руки, где крест и Голгофа! Я все отдала, что могла тебе дать я — жизнь, смерть, смыслы, дом! А тебе разве плохо? Все, родины кроме! Кричишь: на, мой город! Здесь жарят каштаны на белых аллеях. На — город горящий. На — город, что смолот. Как будто спасет, кто не спасся, жалея.
* * *
«Обломали крылышки серому волку…» Светлана Максимова
Мой крылатый волк — диво сказки! Рассказать бы детям это на ночь! Но зато такой не предаст огласке, волк — родной нам зверь, как Иван Иваныч! Да, зато такой не предаст в Дамаске у горы Касьюн, у хребта в пустыне, камень не возьмет. Авеля по-братски не убьет в висок присно и отныне! Слезы сверху льют, их так много — жуть, с камня слезы льют долго, больно, горько, платье, что на мне пахнет шкурой чуть, шкурой ледяной раненого волка. Сто ли, двести лет, триста лет сквозят, сколько лет живу — ощущенья те же: что глаза глядят через автомат, на меня глядят через скрежет. У моих волчат синеокий взгляд, Змей Горыныч им — не горыныч! И меня минуй старость, боль, снаряд, не клевать вам глаз моих синих! Сто путей носить, сто заклятий мне, камень на груди — свет-мой-камень! И пускай, пускай пахнет при луне волчьей там в боку вещей раной! Не могу кричать, не могу курить, но могу я выть зычным басом, не считать года: сколько ран внутри, сколь воды, еды разом! Так пугала их: дети, быстро спать! Что придет волчок: очи сини! Пела: не ложись с краю на кровать. Пела: бойся ты этих линий! Звезды в небе и волчья есть звезда, отрекусь от них в пользу бега, отрекусь от «все» в пользу «никогда», от зверья и птиц в человека!
* * *
Не женись, не женись, Данила-мастер, высекай свою каменную чашу. А коль женишься, ты же поэт, то разве возлететь ли в твою, где березы, мне чащу? Разодрать ли грудь мне да об острую ветку? Да сронить ли мне перья на мягкие травы? Как узнала про весть твою, пью я таблетки, запиваю я горьким настоем купавы. Многим головы вскружены, многим вскружила, многим, кроме тебя! Не женись ты, Данила, мой кудрявый! В этот сонник и в донник, да в топи-муравы, да еще в клеверах, да в медовых соцветьях. А коль мастер-Данила женился, то, право, ты мне душу не рви по ночам до полтретьего… Никакого Карнеги ли, Фрейда, а разве что пару строк от Данилы (Данилушки-мастера). У поэта судьба: по постелям шататься, у поэта судьба: пить в кафе, всклень спиваться, у поэта судьба: твою песню мне слушать так, чтоб душу мою — в решето. Хочешь, рыбой приплывать буду в руки твои? И на суше становиться русалкой? Иль птицей? Иль глыбой? Чтоб из камня тесал ты меня: грудь и лоно, руки, голову, губы! Впивайся! Глотай же! Сколько было мужчин безнадежно влюбленных, было, кроме тебя, не влюбленного даже! Лучше прямо из камня ты режь свою чашу! Да узоры по краю: ласкаться устами к твоей чаше. К тебе не получится, знаю: мне с женатыми дело иметь не пристало. Не женись, не женись, ах, Данилушка-мастер! Твоя суженая старше нас на столетье. Не родит она малых сомят, в белой пасти Сохранить много слов не сумеет, поверь мне. Впрочем, лучше не верь, не суди, не встречайся на твоем Гребешке, возле дома тринадцать, под землею, я слышу, Данила, мой мастер, голова ты кудрявая! Бьется, что ястреб, разве только окрасом светлее да вихрем — подержи за крыло — бьется там соловьиха. Тихо. Тихо. И я помолчу. И как в сказке, так кончаются сказки от мала-велика. На той свадьбе и я была — их или ихней, как филолог считаю, что их! И пиррихий отличив от спондея — ты очи не засть мне! Я сама их зазастила, слезы — что камни! Пусть из каждой слезинки, Данилушка-мастер, пусть из каждой росинки — узоры на ткани! Мастери свою чашу! Большую, что космос! …Я бы голову да на плечо, где рубаха. (Но нельзя на плечо, там мне дыба и плаха!) Мне достаточно запаха, слова, хоть лоскут. Всех женатых прощаю. Всех, кроме тебя я. Всех, кто спился, скололся — поэтово семя. Всех, кто жаждал красавиц, в постели таская, Да и я-то, я не соловьиха какая, просто баба живая. Прошло мое время! Да и речь обо мне не идет. В персонажах я не числюсь, ни в памяти, в номенклатуре. Не женись ни на ком! Вообще! Этой блажи недостоин бессмертный де факто, де юре.
| |