На первом послелетнем вечере в Малом зале ЦДЛ, в Гостиной Союза писателей XXI века, Евгений Степанов поздравил всех присутствующих с началом нового литературного сезона, сообщил, что «не все пришли сегодня в Гостиную, некоторые, к великому сожалению, ушли в мир иной — Сергей Мнацаканян, Любовь Красавина, Александр Казинцев, сочинская поэтесса и прозаик Лариса Манакова, рязанская поэтесса Людмила Салтыкова…» — и предложил почтить их память минутой молчания. Затем проинформировал всех о непростой обстановке в литературном процессе: о том, что происходит захват помещения «Литературной России», редакцию которой выгоняют на улицу, и о том, что многие журналы прекратили свое существование… Но есть и хорошие новости: как и раньше, в «Вест-Консалтинге» регулярно выходят книги наших авторов и наши журналы «Дети Ра», «Зинзивер», «Футурум АРТ», «Зарубежные записки» и газета «Поэтоград», а «Литературные известия» продаются в киосках Желдорпресс наряду с «Литературной газетой» и «Московским комсомольцем»…
Жена Александра Казинцева Нина Казинцева, которая не называет себя вдовой, потому что считает, что поэт Казинцев не ушел из жизни, привезла в Гостиную две его новые книги, выпущенные в «Вест-Консалтинге», и обе в 2021 году: «Начало» (стихи, написанные в 19 лет) и «Возвращение» (статьи о Блоке, Пастернаке, Заболоцком, Мандельштаме, Катенине).
Людмила Осокина, которая ведет в ЗУМе Гостиную СП XXI века, представила свою новую, тоже выпущенную в «Вест-Консалтинге», книгу «Проект "СверхПознание"», прочитала у микрофона несколько страничек, где она классифицирует животных по занимаемым ими в природе должностям, говорит, что если Лев — царь зверей, то Слон — премьер-министр… А людей она классифицирует по иным признакам и называет Евгения Степанова ЕвроСоюзом, потому что его инициалы совпадают с аббревиатурой ЕвроСоюза — ЕС. А Центральный Дом литераторов (ЦДЛ) она провозглашает «местом силы».
Ирина Голубева, у которой, по словам Евгения Степанова, в поэзии наблюдается «прогресс» и «идет эволюция творческого роста» и звучит «каждая лексическая единица», представила вниманию зала свою «Колыбельную сентябрю»: «Земля давно мечтала отдохнуть… Земля давно хотела отдохнуть»… и этюд «Поздней осени грязь и сырость… Жизнь без чисел календаря…».
Любовь Берзина воспела ворота аэропорта, которые ведут «ввысь» и в которых она исчезает на самолете: «Я исчезаю, но не вся».
Марианна Марговская, у которой недавно был опубликован в журнале «Нева» рассказ «Бикфордов шнур», «одна из лучших», по мнению Евгения Степанова, «современных прозаиков», а кроме того — технический администратор портала Союза писателей ХХI века «Читальный зал», в прозе которой есть «боль» и «чувство современного языка», принесла с собой страницы своей рукописи на трагическую тему — тему жизни и смерти: «Мы ниоткуда приходим и никуда возвращаемся…»
Инна Ряховская, которая год назад потеряла мужа, тронула всех своими стихами, посвященными ему: «Как ночь нежна от нежности магнолий… от нашей нежности…»
Людмила Саницкая, выпустившая в этом году в «Вест-Консалтинге» книгу о своем студенчестве и о своих однокурсниках, летом отдыхала в Зеленограде и написала много стихов, и среди них «Оду августу» и «Оду октябрю»: «Я люблю этот месяц озябший…»
Ольга Михайлова, наш, по опре-делению Евгения Степанова, «новый Пришвин», которая в своей прозе обращается к миру флоры, фауны, орнитологии, заинтересовала всех своим сочинением «Как поживает пастушок?» — о птичках и о стервятниках, которые так и норовят «сцапать» в свои когти кого-то из маленьких пернатых.
Татьяна Романова-Настина, выпускница Литинститута, ученица Эдуарда Балашова, дебютировала в Гостиной со своими стихами «Не помяни ни лихом, ни добром. // Прощай навеки», «Неужто родины другой у нас не будет?», «А кофе был когда-то горячей…»
Анна Цабадзе, художница и автор двух книг стихов, тоже впервые выступила в Гостиной — со стихами: «У меня есть молитва. Она для тебя», «И будут вирши мои звучать…».
Приехал к нам на встречу гость из Курска, Александр Бубнов, поэт, критик, эссеист, педагог, композитор, теоретик и практик палиндромии и других экспериментальных форм стиха, член РСП и ПЕН-клуба, доктор филологических наук. Он потряс всех своим словотворчеством: «Рождействуйте рождейно… и вдаль поэзияйте… Познайте полетную любовь и красоту»… — и рассмешил своими палиндромами как «высшей формой поэзии»: «кот с ежихой, ох, и жесток», «иди вон Бубнов, иди»…
А Сергей Тарасов удивил всех своей новой — уже пятой! — книгой стихов о Музе, греческой певице, которая «царственной походкой… в душу (ему) вошла»: «Колдунья милая, ласкающая слух». Евгений Степанов произнес панегирик в честь автора: «Повезло объекту любви Сергея Тарасова, его Музе. Он — идальго, у которого только она одна из всех женщин предмет его поклонения. Это большая редкость. Я завидую ему и его способности открываться миру. Есть много поэтов, умеющих писать стихи, но не умеющих открываться миру, как Сергей Тарасов, в стихах которого нет никакого притворства, и столько любви и чистоты. Я высоко ценю его за это. О новой книге Сергея уже появился в "Литературных известиях" отклик Веры Киулиной».
Нина Краснова передала всем приветы от тех, кто хотел бы, но не смог приехать в Гостиную: от Петра Кобликова с его стихами-«ужастиками», от Андрея Патаракина с его стихами-катренами, от Ильи Шадура с его стихами-экспромтами, а также от Елены Ткачевской, Любови Щербининой, председателя литературного Союза Башкирии Баяра Жигмытова из Улан-Удэ, от утёсововедов Эдуарда и Бориса Амчиславских из Нью-Йорка. У Амчиславских вышла новая книга «Бульварные новости» (в соавторстве с Александром Галясом) и 2-й том Утёсовской энциклопедии, с чем нельзя их не поздравить!
«Я все еще работаю над третьим томом "Золотого самородка из Хасаута-Греческого" о русско-греческом певце и композиторе, солисте Утёсовского оркестра Анатолии Шамардине (который, кстати, упоминается и в "Бульварных новостях", и во 2-м томе Утёсовской энциклопедии), и параллельно работаю над приложением к этому тому, — отчиталась перед собратьями и сосестрами по перу Нина Краснова. — У меня пока еще нет моей новой книги. Но мои стихи опубликованы в журналах "Дети Ра" и "Футурум АРТ"…» И она прочитала кое-что оттуда: «Жизнь моя — не в розах, // В стрессах и в неврозах… Но все же в ней бывают чудесные моменты…», «Посылает с Неба мне СОЛОВУШКА // свой любовный шлягер — СОЛО В УШКО», и добавила к этому шутливое четверостишие «Грипп», от мужского лица: «У меня сезонный грипп. // Я болею, я охрип. // Надо водку ВОТ КУПИТЬ // И от гриппа ВОДКУ ПИТЬ».
Затем Нина Краснова взяла со стола в руки новую, в переплете и в прекрасном оформлении, книгу Евгения Степанова «Люди истории. Истории людей» и прокомментировала фотографию автора на задней обложке: «На этой фотке облик ЖЕНИН // и поэтичен, и блаЖЕНЕН». И попросила Евгения рассказать об этой уникальной книге, что он и сделал: «У меня в жизни было много встреч, поездок, бесед с разными интересными людьми. Я много лет жил в разных городах и странах и как литератор я старался зафиксировать моменты, которые, на мой взгляд, наиболее ярко характеризовали моих незаурядных собеседников, либо авторов любимых книг и персонажей фильмов. Постепенно из разрозненных заметок получилась новая (довольно объемная) книга». Евгений прочитал список героев этой книги: Ельцин, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Аксёнов, Айтматов, Солоухин, Чубайс, Глазунов, Юлий Ким, Александр Ерёменко, Ковальджи, классики Золотого и Серебряного веков, участники современного литературного процесса, в том числе и присутствующие в Гостиной, например, Ольга Михайлова… И в свойственной ему свободной манере рассказал о своих встречах с Ельциным, Евтушенко, Глазуновым и многими другими историческими личностями.
Вечер в Гостиной получился великолепным, и серьезным, и веселым, и поучительным, и очень душевным, и духоподъемным, и, как всегда, завершился фотосессией, групповыми фотосъемками.