|
Материалы номера № 12 (396), 2021 г.
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ЛЮДМИЛЫ ЩИПАХИНОЙ
Каждый поэт творит свой миф и свод, и, в зависимости от качеств, характеризующих поэта, свод этот будет либо сиять, либо давить… Поэзия Людмилы Щипахиной переполнена световым естеством: таинственной субстанцией, и определяющей (в конечном итоге) жизнь… Даже когда звучали тяжелые (какими еще они могут быть в наше время?) гражданские ритмы — оставалось достаточно простора для света надежды, одного из коренных человеческих качеств:
Не тяготясь нагрузкою, Сквозь зыбкий свет и мрак, Идею ищем русскую, Национальный знак. Не за поклон и премию Не за иную мзду… Идея — стерлась временем. В огне, в смертях, в бреду. Лучом, крестом и знаменем Пребывшая всегда, — Уж чуть заметным пламенем Мерцает сквозь года…
Изящество, с которым исполнено стихотворение, вспыхивает серебряными нитями, и то, что в финальном катрене возникает величественное понятие совесть, говорит о мере правильности восприятия поэтом жизни:
Она зовется — СОВЕСТЬЮ. И с РАЗУМОМ в ладу: «Трудиться — по способностям. И благо — по труду».
Внешняя простота, даже бесхитростность стихов Щипахиной подразумевает густое содержательное наполнение: плазму жизни, какой всегда была открыта Щипахина — черпая из нее, чтобы, пройдя сквозь световые фильтры дара, возникли стихи, удивляющие мир почти детской чистотой:
…Снег падал, а зима кончалась. Светилось небо — голубым. И лужа зыбкая качалась, Как растревожившийся дым. Уже земля была горячей, Уже вскрывались устья рек, Но падал — липкий и незрячий, Невероятно белый снег.
Невероятная, высокая чистота снега… Нежные разводы детскости, проступающие сквозь стихи поэта: чудно, в акварельных тонах легкости, словно исключающей скорбь… Возникали метафизические грани: осмысление предложенной яви было острым, как биссектриса, но снова преподносилось с изящной словесной оснасткой:
Когда Адам пахал, а Ева пряла, Не был ли мир — подобьем идеала? Побег лозы у скромного порога. Над головой — ни стронция, ни смога.
Людмила Щипахина разнообразно — через многие призмы — рассматривала жизнь; и свод, созданный ею, остается высоко поднятым и сияющим так, что осветляет пространство.
Александр БАЛТИН
| |