|
Материалы номера № 01 (397), 2022 г.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИЗНИ — НАСЛЕДИЕ БОРИСА СЛУЦКОГО
Кажется, наследие Слуцкого бессчетно, как звезды, бесконечно, как змеистый, восьми-округлый, всем известный знак. Мнится: он заметил столько разнообразия в жизни, что создал ее энциклопедию, возвышенную и простую, торжественную и печальную:
Мужья со своими делами, нервами, чувством долга, чувством вины должны умирать первыми, первыми, вторыми они умирать не должны.
Как прочувствована трагедия жизненной ситуации, с какою болью — и сухой графикой строки — выражено это… …Больше графики, чем масла, что логично: в пантеоне, возведенном Слуцким, всего предостаточно; и до сих пор замирает зыбко сердце, соприкоснувшись с «Лошадьми в океане». Причем — никакого надрыва: только сухая, крупнозернистая соль, только яростная аскеза Екклесиаста… Думается, из сильнейших стихов, созданных в русской поэзии на самую… страшно-раскатистую тему: смерть — «Старухи без стариков» — с абсолютно невероятными, опять же точно-сухими, скупыми, естественными, как работа пульса, строками:
Они болтали о смерти, словно она с ними чай пила ежедневно, такая же тощая, как Анна Петровна, такая же грустная, как Марья Андревна.
Никакой аффектации, никакой трагедии… И сплошная трагедия! Пойманные волоконца ощущений — казалось бы, совсем неуловимые — даны с такою словесною гранью и четкостью, что замирает уже не сердце, а — самое сердце СЕРДЦА, самая суть человеческого внутреннего естества; и память не в силах запустить шестеренки забвения. Вот иное:
Интеллигентнее всех в стране девятиклассники, десятиклассники. Ими только что прочитаны классики и не забыты еще вполне.
И ведь здесь — костер ощущений, и правота поэта, и забытое — когда литература воспринималась самосознанием народа, а не вариантом развлечения, или вообще — разновидностью коллекционирования кактусов, филателии и прочих увлечений; и все тот же, завораживающий звук Слуцкого. …Совершенно особый, вроде бы немного стертый — может быть, о поршни времени, но — вдруг разгорающийся в читательском сознании до провидческих звезд. …А вот — портрет бани. Как сделано это, с какой могущественной словесной лепкой, с волшебным волхвованием метафоры:
Вы не были в районной бане В периферийном городке? Там шайки с профилем кабаньим И плеск, как летом на реке.
И — баня возникнет так, будто можно ступить в страницу, на которой открыто миру стихотворение… Вера… Но — обстановка не способствует. Без веры: яма, похуже Кёльнской:
Бог — есть, но он покинул этот зал перед голосованьем. Не сказал, что покидает. Все-таки покинул и этим самым просто душу вынул. Не обойтись без бога…
Религиозность без религии, связь с таким космосом, что вспоминается русский космический провидец Циолковский, к сожалению, не писавший стихов. Энциклопедия — свод, оставленный Слуцким, иначе не определить; энциклопедия жизни, аскеза и страсть слова полыхали в нем, и, внедряя великолепные словесные лучи в человеческую вселенную, поэт словно дал ей дополнительной энергии — света, счастья, любви.
Александр БАЛТИН
| |