Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 05 (401), 2022 г.



Любовь БЕРЁЗКИНА

Любовь Берёзкина — поэт, музыкант. Родилась в Ленинграде. Живет в городе Мендиг (ФРГ). Член Союза писателей ХХI века. Любовь Берёзкина публиковалась в журналах, газетах и сборниках, в том числе: литературный журнал «Викинг — литературный Новгород», «Невский альманах», альманах «Откровение» (Ивановский отдел СПР), сборники под редакцией В. Ф. Чернова «Здравствуй, муза» и «Свет зари», а также сборники издательства «Нордост» (СПб) «И звезда с звездою говорит» и «Русь, взмахни крылами», «Антология русскоязычных поэтов — 2000» (Мюнхен), антология «Прощание с Вавилоном. Поэты русского зарубежья» (2014), альманах «Третий этаж» (Берлин, 2018), «Берега. Берлин», «Крещатик», «Русский глобус», «Твоя глава», «Семь искусств», «Ренессанс» (Киев), «Парус», «Зинзивер», «Поэтоград», «Сетевая словесность». Авторская книга «Раскрыть стихотворение и взять… » (изд. «Стеклограф», М., 2020). Лауреат международного фестиваля «О России с любовью», Прага, 2021, фестиваля «Звезда Рождества 2016» (Запорожье), фестиваля «ЛитКузница 2021» в номинации «Иностранная поэзия», межрегионального конкурса «Яблочный Спас» им. Е. П. Гусева, 2021, финалистка международного конкурса им. И. Н. Григорьева, 2014, дипломант фестиваля «Звезда Рождества 2014», конкурса «Есть только музыка одна» памяти Дм. Симонова, 2021, шорт-листер «Хижицы 2020».



НАД ГОРОДОМ
 
Письма осеннему другу

1

Пишу тебе, осенний адресат,
из области, исчерпанной до хрипа,
и я учусь молчанием писать,
как дерево, а, может быть, как рыба.

За каждой строчкой — что-нибудь в конце:
свеча, перчатка, с камешком заколка,
мой город, изменившийся в лице,
которое запомнится надолго.

Как ни крути, а все идет к тому,
что за тепло приблизилась расплата.
Пейзажи растекаются в дыму,
и даже дым очерчен плоховато —

так сразу в нем огонь не различишь,
а впрочем, это женские капризы,
и мы с тобою существуем лишь,
когда конверт заклеен и надписан.


2

В одиннадцать запотевают окна,
вокруг такая темень — глаз коли,
и прячутся дома антропоморфно
в неясных очертаниях земли.

Соседи спят, их сон здоров и крепок,
им на ладони падает звезда,
рекламное подсвечивая небо
над городом, ныряющим с моста.

На кухне чай — холодный и невкусный.
За церковью газует грузовик.
И колокол, повизгивая грустно,
ворочает заржавленный язык.

А впрочем, ничего, что необычно,
и, если где-то существует ад,
то он, определенно, только личный:
в носках, с остывшим чаем и лохмат.


3

Я забываю: как и почему.
На улице дразнящий запах гриля.
У магазина продают хурму
с открытого автомобиля.

Я забываю, у меня полно
на то причин и веских оснований.
На вешалке согласное пальто
следит за мной и за словами,

за расписаньем, за календарем,
худеющим быстрей, чем клен в подъезде.
Оденемся друг в друга и курнем,
пока еще мы вместе

и город нас не стер по кольцевой,
и вдоль, и поперек, и сикось-накось —
у города спрошу: какой ценой
я разучилась плакать?

Но он не вспомнит и не станет лгать,
как сделал бы какой-нибудь чудила.
Пальто, пальто, ну что же ты опять
не уследило!


4

Представить сложно, как мы жили тут,
теряя след в листве густой и вязкой.
Вид из окна, как запустелый пруд,
колышется болотистою ряской,

посматривая на нехитрый скарб,
расставленный вдоль стен не слишком тесно,
и в зеркале с утра всплывает карп
в какой-то отстраненности прелестной.

Подумываю сдать его внаем,
пока вокруг чудовищная помесь
зеленоватых выхлопов с дождем,
промчавшимся сквозь город, словно поезд.

А мне позавчера приснился снег,
осталось лишь нажать на небе кнопку,
убавить свет, настроить саундтрек
и на бочок залечь в свою коробку.


5

Тепло вернулось, и который день
расплескивает золотое зелье
почти полупрозрачная сирень,
по воздуху стекающая в землю.

От глаз подальше, в парке городском,
вкрапления джинсовой молодежи,
и листья не летят — они ползком
вжимаются в обочины дорожек,

как тени, перешедшие в совет
с высоким и единственным мерилом.
Смотрю на них и вижу только свет,
как будто и со мной такое было,

и снова происходит вопреки
расхожему понятию о чуде,
и сердце с нерастаявшей руки
еще не раз стекать на землю будет.


6

Распугивая галок и ворон,
когда внизу неласково и сыро,
остатки света вспарывает дрон,
явившись будто из другого мира.

Жужжат его пропеллеры, и глаз
записывает все, что видит с неба.
Дрон электронным ухом слышит лязг
междугородних многоножек Сепа,

и разговоры мертвых о живых,
тяжелый рок железных скарабеев,
и колыхание волос ржаных
над кружевною колыбелью.

Потом он слышит поле тростника,
шуршанье мыши, гул в ее желудке,
и видит, как пронзает облака
мышиный взгляд осмысленный и жуткий.

И неотвязно, на пути домой,
дрон ставит эту запись снова, снова,
как будто говорящий тишиной
послушает его скупое слово.


7

Мне кажется, я не смогу постичь
сентябрьских ид магические знаки,
в которых речь меняется на дичь
одним прикосновением бумаги,

поэтому приходится без них
довольствоваться скромностью эклоги,
написанной на лицах городских,
когда они приятно одиноки,

о чем я и желаю сообщить
из первых строк, не занятых погодой,
а в остальном, есть куртки и плащи,
и ржавчина из уст водопровода,

и затхлое молчанье чердака,
поднявшего морщинистые веки
куда-то высоко, за облака,
надевшие на город кацавейки  —

таким он и запомнится в конце,
пока весь воздух не затянет ватой,
и не придет в потертом пальтеце
востребованный почерк адресата.


8

Сплошной туман, и тишина в тумане
большие волны медленно вздымает,
колышет их виссоны и шелка,
вытягиваешь руку, и рука
роняет мягкий свет, и снег, и хлопок,
и пустота, как после дней потопа,
сговорчива на ощупь и на слух,
не ворон и не голубь, а петух
истошным криком землю оглашает,
окрашивает мглу над гаражами
небесный волос первого огня,
и вот уже январь, число второе,
по улицам зима ведет коня,
и спит добропорядочная Троя.



Зимнее

1

Дни праздников прошли на редкость молча,
никто не покидал свои дома,
и к темным окнам прижималась ночью
бесснежная глубокая зима.

И в комнатах натопленных и желтых,
в круженье электрических светил,
сквозь время проходили тени шепотом,
и человек сквозь тени проходил.

И в зеркале, начищенном от скуки,
неясное свечение росло,
как будто кто-то простирал к нам руки
и втягивал их снова под стекло.


2

И снег смотрел в окно, огромен,
беззвучен, вытянут, безбров,
сквозь ветки в белой полудреме
и светлый обморок дворов.

Он был — как радостные двери,
раскрытые из тишины,
из ожиданья, и потери,
и холода внутри спины.

И в тех дверях могла минута
касаться неподвижных век,
на грани ужаса и чуда
их превращая в снег.


3

Дверь откроешь и с облаком снежным
к теплой печке шагнешь за порог —
есть у зимнего времени стержень,
и лопата в углу, и песок.

То расчистишь, а это засыплешь,
то растопишь, а это — под лед,
и получится собственный Китеж,
над кукушечьим домом полет.

Закемаришь над чайною кружкой,
и приснится, с экрана сошед,
русский снег с необъятной подушкой,
колея через поле и свет.



Сны, сады и мостовые

1

Отцовский сад, как зеркало во мгле:
движения, черты, – неразличимы,
и снег его, не тающий в тепле,
растерянный, родной, непоправимый.

Я вижу дверь под вишнями, она
как будто вдаль немного приоткрыта,
в ней плещется весенняя волна
о камни поглощающего быта,

и на веревке мокрое белье,
как чаячья бессмысленная склока.
Скажи мне, сад, где прошлое мое,
стекающее в темноте со стекол?

Но он опять молчит оцепенев,
чтоб не сморозить глупость или заумь,
как будто в горле тоже горький снег
запекся вперемешку со слезами.


2

Пустой коридор с занавесками красными
качнулся волной невесомого шелка,
но кто-то ступает над хрупкими фразами
по длинному полу, по краю осколка.

Смычок проплывает тонами альтовыми,
и времени ветер неслышно прозрачен,
но кто-то уходит шагами вишневыми
и в сумочку мир пошатнувшийся прячет.

О, как высоко эти нежные отзвуки
останутся жить в городском подсознании,
и чья-то судьба, растворенная в воздухе,
и что-то еще, но уже без названий.


3

Мы видим одинаковые сны:
снег хлопьями, лесная нежность пруда,
и за оленьим яблоком глазным
предчувствие бессмертия и чуда.

Мы влюблены прозрачностью ручья,
внезапным хрустом ветки под ногами
в хрустальный мех, осыпавший поля,
в глаза ночей с лиловыми кругами.

И, может быть, вся жизненная суть:
искать под снегом серебристый ягель
и в прежнюю действительность уснуть,
от новой оставаясь в полушаге.

И ждать, когда потянется строка,
раскачивая длинный гибкий стебель, –
чтоб снова посмотреть на облака,
мелькающие в том, оленьем, небе.


4

Мы встретимся с тобою в Праге
на улице У милосердных,
пусть будет день простой и жаркий –
мы канем в лето, лето в среду,

у той пивной за темной дверью,
что на углу розовостенном,
и благосклонные деревья
листву мечтательно возденут.

У той пивной давно закрытой
ход временной неоднозначен,
и наши прежние орбиты
пересекаются иначе
на двух ступеньках «Дня и ночи»,
но дверь толкнешь — она поддастся:
нам повезет, и застрекочут
часы ожившего пространства.

И в хитроумном механизме,
где все рассчитано до йоты,
но только на пределе жизни
очнешься и узнаешь кто ты,
мы сядем за свободный столик,
часы пробьют, умолкнут речи...
И все сначала: снег, и поле,
и я иду к тебе навстречу.


5

В полшепота шершавых мостовых,
в полглаза занавешенных кварталов,
покуда тьма на стрелках часовых
натягивает сон, как одеяло,
пройти по зимним лужам, босиком, —
довольно странно и немного дерзко,
когда вода шипучим пузырьком
касается затурканного детства,
и буквы остановленных в нем птиц
в слова соединяются и фразы,
сбежавшие из кафельных больниц,
где трижды в сутки промывают разум.

Так близок поезд — где купить билет,
мороженое, танцы в лунном свете?
Смешное сердце бьется о паркет
и вешаться готово в туалете,
как будто дырку сделал контролер,
и каждый вдох оплакан и оплачен,
но пациент скорее жив, чем мертв,
пусть это ничего уже не значит,
когда ботинки брошены под шкаф,
а вместе с ними правила и лица,
и мостовая впитывает шаг,
и музыка пронзительная длится.



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru