|
Материалы номера № 07 (403), 2022 г.
ОБЗОР ГАЗЕТЫ «ПОЭТОГРАД», № 6, 2022
Газета «Поэтоград», в частности № 6, 2022, предлагает разные огни поэтической современности: вот Юрий Хрычёв поднимает факелы сонетов, доказывая что… в почти вечной этой твердой форме возможны лепестки нового огня:
Поэзия и проза — два конца Очеловеченной веками речи, Как у медали два лица, Как у лопаты лезвие и плечи. Однако есть ученые, толкуя ловко Суть истины, стараются пресечь… Как будто это просто свитая веревка И, как свечу, ее с конца любого можно жечь.
Хрычёв работает именно с сонетной формой, забираясь в своеобразные метафизические дебри, прорубая в них еще не прорубленные дороги, создавая собственный феномен сонета… …Свет — коренное понятие бытия; думается — за видимым светом есть некий метафизический, и Ирина Голубева, запуская в действительность корабль «Баллады о свете», словно стремится расшифровать коды того — таинственного, не доказуемого, но ощущаемого многими… Есть в балладе соль глобальности, недаром начинается она с величественной небесной лестницы:
Вечерние лучи по дремлющему древу спускаются и тают в отблесках костра. Высоко надо мной скучающая Дева соседских Гончих Псов уводит со двора. И где-то между тем костром и мной, и Девой, в том треугольнике средь скошенных углов земное притяженье гаснет то и дело, но чувствуешь губами притяженье снов.
Разные мотивы звучат внутри баллады, но суммарно согласованы они в цельность и единство произведения, разворачивающегося все шире и шире, забирающего все больше и больше деталей мира… Деталей — пронизанных светом. Какова она — реальность? Каждый поэт исследует ее стихом — в том числе, и волны оной могут поражать и отвращать, радовать и печалить. Вот как увидела Екатерина Яковлева:
Смотри перед собой, не видишь разве? Реальность, как пощечина, бодрит, Я омрачил присутствием ваш праздник — Вы превзошли фальшивости лимит. Готов ли ты принять мою личину? Она бледна, как кожа мертвеца, Донельзя безобразная картина, Мне очень жаль — реальность такова.
Есть в поэзии Яковлевой своеобразная мистика: желание прикоснуться к запредельности, но это дается через конкретику мира, раскрываемого в разнообразии деталей, ракурсов, ощущений:
Стальные спицы проникают в мозг, Ты зафиксирован в надежном положеньи, И разум, продырявленный насквозь, Передает картинки с искаженьем. Перед глазами пробегает рябь, И спицы глубже увязают в плоти, Ты слышишь, что с тобою говорят, Но до рассудка это не доходит.
…Интересен исторический поворот, предлагаемый Андреем Тороповым: своеобразное толкование одного из коренных событий русской истории, раскрывающееся противоположностью ставшей расхожей фразы: декабристы, мол, разбудили…
Декабристы Герцена не будили, Надоело жить им в тоске-рутине. Потому что были они — дворяне, Не хотели быть они, как мещане.
Жажда жизни в поэзии Любови Берзиной выражена посредством вроде бы не броского, такого человеческого, такого простого желания:
Как хочется еще Пустую жизнь продлить, Не расставаться с веком. По улице пройтись, В кафе вина попить С любимым человеком. Как хочется отдать Невидимую дань Волнению и лени. И чтоб всю ночь в окно Струилось и текло Дыхание сирени.
Яркая красота ее поэзии собирает предметы и явления столь обыденные, столь желанные, что сложно возразить что-то разворачивающемуся стиху. «Вы любите?» — поэтический вопрос Клементины Кручинской словно раскрывается перечислительным рядом того, что невозможно не любить:
Вы любите айвовое варенье? Горячий хлеб и крепкий чай? Он поднимает настроенье. Ты пей его, в душе крепчай! Хрустящий хлеб и масло с сахаром, Восточный кофе с теплотой. Он — будто встреча с дедом-знахарем, Он раздает душе покой!
Метафизический финал стихотворения говорит о мудрости восприятия жизни, где и сладости оказываются чреваты:
И каждый раз, вдыхая сладости, Иль пробуя их терпкий вкус, Ты вспоминай, что эти радости Подъем уводят в легкий спуск.
В поэзии Кручинской много красок, вспыхивают красные огни, плещет темперамент, исследуется жизнь — под облаками. Жизни много, света много в поэзии, представляемой очередным номером «Поэтограда». Вглядывайтесь в огни!
Александр БАЛТИН
| |