|
Материалы номера № 10 (406), 2022 г.
Елена ЧЁРНАЯ
Елена Чёрная — поэт, прозаик. Родилась в г. Нижний Тагил. В настоящее время живет и работает в г. Екатеринбург. Автор многих книг и публикаций. Член СП ХХI века с 2022 года.
РУССКИЙ ВОЗДУХ * * *
и русский воздух с примесью греха, и смога городов, пожарищ и заводов, арбуза, снега, плоти и греха, и поколений, что дышали, многих. церковный шепот, колокольный крик, так лютик горький в кошеве поник, и бересты у губ щемящий свист, и взрыв народной воли, анархист, и русский воздух, породивший прозу, поэзию и раздвоения сдвиг, и красную и белую угрозы, репрессии, вождизм, застой, тупик, реакцию, падение нравов, духа, профессорский уплывший пароход, раскол, умноживший падения разруху. и русского из русских же уход. и русский воздух-эфемерный дым не сладок тем, кто дышит, им горим…
* * *
и в черной речке странная слеза, то стихотворная, то от петита прозой. и рукописи талая стезя вмерзает в лед, то рифмой, то с мороза пороховой отдушкою грозя уходит — пуля вне ствола, и поздно… и эхо секундантского суфлерства, и эхо расходящихся шагов, ах, Пушкин-Сильвио, каков… последнее без вишенки бретерство, и выстрела взлетевший часослов, и жизнь за жизнь без тени благородства… и черной речки белые бинты — собрание сочиненных здесь дуэлей, падение и взлет иных качелей, души со смертью встреча здесь на ты, и в ледяное зеркало купели рассыпанные рукописи тайные шрифты.
* * *
из трех элегий снег, вода и смерть, глаза, ресницы, рыбаки и бог, и вся эта — другая круговерть, когда вода и снег. и рук, и ног не существует. видит бог. из глин поднимет стебель будущих стремнин, и камешком положит на порог. из трех элегий каменный поток по водному, шлифуя перекатом кому-то лоб, ну а кому — висок, шагает невесомости собратом, вливаясь в зерна, в неба кровоток, что отливает холодом, то златом по пурпуру, что чернь несет в восток. из трех элегий каменка и смерть, когда б бумаге медленно гореть, увидеть те начертанные знаки, что и в огне хранятся на бумаге, и глину обожгут, и станут прахом, у снега проступая на рубахе... и в дождь переходя в косом замахе.
* * *
кричала чайка истово и резко ловила рыбу разбивая рябь и уносила в клюве малолетним и уносилась в зеркале двоясь а возвращалась тихо белой меткой и тень свою как невод стерегла и падая промахиваясь редко выхватывала лучших жизнь-игла и возносила на голгофу смысла безжизненные полые тела а в радужные капель коромысла душа то падала, то ввысь текла.
* * *
и в этом городе есть Лысая гора... и тот Христос, что здесь прописан, свой крест несет на Лысую с утра, Варавван ждет у скользкого карниза. и снежный квест — в сем городе игра. и ничего не светит пришлым и Улиссам, они для тех двоих — на черствый хлеб — икра… глаза скользят по дымным домнам, крышам, и новый мост пруда сшивает дикие места, и дважды в воду не войти у старого моста, и квадрокоптер пишет, чтоб пилат услышал иуды поцелуй в раскрытые уста…
* * *
есть с языка выхватывая слово когда б оно на все всегда готово не жгло и не варилось впопыхах и побывав у жизни на ножах впивалось прочно в крест еловый. есть с языка деепричастный дух причастий проявившихся на слух глаголов полустиший черный мел и существительных упавших не у дел всему готовя скорый передел. есть с языка упавшее в тетрадь чтоб слово нужное коверкая искать катая между звуков в звукоряд по буквам по слогам как говорят пока они в миру не воспарят... есть с языка когда скользит рука меж суповым и письменным прибором когда строка не поддается к уговорам и мысль то тяжела то так легка что автор вдруг сравнялся с вором и в кандалах идет под песню ямщика...
* * *
я свой гранатовый браслет себе дарила по крупицам. и каждый камень в сонме лет, как майский дождь грозой гордится. и гранью обновляя грань, он заставляет скорбь мирится и отдавать любую дань за соблюдение традиций. и воскресать, и погибать, и сень аллей ценить как данность. не понимая понимать, прощать и списывать на давность. за нелюбовь платить сполна способным на все жертвы чувством и всепрощение, до дна, считать доступнейшим искусством.
* * *
а злые девочки растут из снегопада. их клювики в крови хоть желтороты. так зимородок падок до охоты, когда снегам пора на землю падать. от голода его птенцы чуть живы, всеядны, и питаются друг другом, и все что движется, им легкая нажива. а под крылом замерзшая округа. в крови их оторопь, и ходит брага весенней оттепели и отмерзшей стали. но зимородок одинок, и, право, не верен в паре, и не верит стае.
* * *
поэт всегда владеет пустотой и воздуха неоспоримо тонкой нотой и подменяет музыку игрой и светом, исходящим от киота, эфирным, в сотни сотен децибел, тишайшим, до микронного звучания, и грешным, что как радуга не бел, и трепетом от первого касания... неоспоримой тайны бытия, неразрешимой немоты вопроса, когда в последнем звуке лития, а первый — лишь младенец в чреве носит.
* * *
где наш Гомер, слепец имперский... где между сциллами харибд... и волкодавами, что блески звезд Красных в небе закусив, свеченье в окнах, занавески, руки сухой указ, маршрут, как око мира стерегут? где наш Гомер, провидец дерзкий. король этапного гротеска, провидец собственных оков, заложник рифмы и стихов, не изменивший слову в песне, как был, так есть, и был таков. умен, упорен, бестолков? здесь был Гомер, и профиль резкий, как рифма режет слух и глаз... и на вокзальной передержке, на радужках, и в час нерезкий, у проходящих мимо касс застрянет кадрами в нарезке поэт, смотрящий прямо в нас.
| |