|
Материалы номера № 01 (409), 2023 г.
АЛЕКСАНДРА КРЮЧКОВА — ДЕВОЧКА, КОТОРАЯ ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ
Поэт и прозаик Александра Крючкова порадовала читателей анонсом очередной книги «Ангел на Улице» — сборника философской лирики и духовной поэзии, в который включены циклы: «Храм Сердца», «Лестница в Небо», «Девочка пела в церковном хоре», «Песни призраков», «Сорокоуст маме», «Небесный Город» и «Ангел на Улице». И это не просто стихи, а стихи, написанные «той самой Блоковской» девочкой, которая пела в церковном хоре. Связь Александры Крючковой с Православием, включая учебу в церковно-приходской школе и пение в детском церковном хоре при Богоявленском (в те годы — патриаршем, в значит — в главном) соборе Москвы (в народе именуемом «Елоховка»), а также с Православным Афоном в Греции, на границе с которым, в деревне Урануполи, автор проводила лето уже в зрелом возрасте на протяжении более десяти лет, безусловно, отразилась и на ее творчестве — в романах, рассказах и стихах. Стихотворения из цикла «Девочка пела в церковном хоре» хранят воспоминания об атмосфере церковных служб и запах ладана:
Как прежде, с горними мирами Выходит колокол на связь, В великом таинстве весеннем — Пасхальном царственном огне — Прощенье, данное Спасеньем Монахам, грешникам и мне… («Пасхальное Воскресение») Пахнет ладаном хрупкая вербочка, Мне же слышится шепот в тиши: «Разве сладкими могут быть, девочка, Тропы избранной Богом души?..» («Девочка пела в церковном хоре»)
Здесь же — и вполне серьезные размышления о возможном уходе в монастырь, чтобы стать одной из «невест Христа»:
«В этом мире досрочно хоронят живых, Громко славят повсюду безбожность побед, Дай мне выйти за рамки устоев кривых, Чтобы в маленькой келье укрыться от бед, Каждый вечер склоняясь в сердечной мольбе…» («Трава по дороге в Рай») * * * «…Старинные иконы… Монах сказал: "Здесь истины исконны, … Укрась чертог, Спасителя невеста!"» («Мне снился сон»)
А еще, и, возможно, самое важное — данный в стихах обет той, которая в итоге стала поэтом:
Все корни — в Царствии Ином, Прописка — в Городе Небесном… Тоскую в садике земном, Блуждая в облике телесном. Здесь правят жалкие рубли, Но внемли тайному обету: Стихами истинной Любви Наполню черствую планету. Прошу лишь времени на труд, — Успеха — важная основа: Вернется душенька на Суд С плодами мудрости и Слова… («Садовница»)
Не из-за этого ли обета мы видим в дальнейшем столь трепетное отношение Александры Крючковой к Слову и к отпущенному ей на земле времени? Стихотворения из книги «Ангел на Улице» написаны автором в различные периоды жизни, но, уже даже хорошо известные и изданные ранее в книгах: «Храм Сердца» (ISBN 978–5-386–11538–8, ISBN 978–5-521–07666–6 серия «Голоса», М.: — РИПОЛ классик, Т8 RUGRAM, 2018. — 146 с.), «Кувшин Души» (ISBN 978–5-386–08240–6, М.: — РИПОЛ классик, 2015. — 320 с., ISBN 978–5-7949–0441–3 М.: — Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2014. — 318 с.), «Мои любимые стихи» (ISBN 978–5-905939–20–4, М.: — Московская городская организация Союза писателей России, Продюсерский центр Александра Гриценко, 2012. — 516 с.), «По дороге в Небо» (ISBN 978–5-903321–30–8, М.: — «Вест-Консалтинг». 2008. — 356 с.), они были серьезно доработаны автором, для которого поэзия — не просто разовое вдохновение с сиюминутной записью, но и кропотливая работа над собой на пути восхождения по лестнице в небо. Автор родом из детства, и периодическое уединение в монастырях уже в более зрелом возрасте неслучайно. В романе «Исповедь призрака» автор вспоминает поездку в Иверский монастырь на Валдай и беседу с греческим монахом на Афоне в подворье монастыря Ватопед, а в книге «Сказки Призраков» православные мотивы звучат в рассказах «Певчие, или Воины Света», «Грешница», «Иконописец», «Пора в отпуск на Афон», «Бог, Барсик и борщи». Но «Ангел на Улице» — это стихи, где все предельно кратко и лаконично, потому что:
Правда — в звенящем молчанье, Лживость скрывалась за словом… <…> Краткость — премудрость монахов: «Боже, помилуй их души…» («Премудрость монахов»)
Отголоски церковного хора и монастырских молитв встречаются и в более поздней любовной лирике Александры Крючковой («Монастырь», «Святки», «Попробуй», «Евхаристия», «Христос воскрес!», «Храм», «Исповедь», «Колокольный звон», «Мытарства» и многие другие). Пронизанные христианскими символами и смыслами, они свидетельствуют о том, что любовь земная для автора существует лишь в контексте Любви Божественной, и никогда — сама по себе. Показательный пример — стихотворение, обращенное к любимому мужчине (!):
Дорога — в святочной оправе: Заметив первую звезду, Овечкой в праздничной отаре На постриг к Пастырю приду… Напрасны прения и битвы — Крещенья сказочен обряд: Читай мне тайные молитвы, Надеждой вылечи мой взгляд… С Любовью Матери Младенца Наполни Мудростью в пути, Сомненья выгони из сердца, Чтоб с Верой под руку идти… («Постриг»)
Поднимаясь вместе с автором из «Храма Сердца» по «Лестнице в Небо», читатель попадает в «Небесный Город», где легко встретить «Ангела на Улице» и послушать «Песни призраков», поскольку значительное место в книге занимает тема посмертного существования души и, фактически, Бессмертия. Однако особо стоит отметить цикл «Сорокоуст маме» — сорок избранных (уцелевших — оставленных самим автором из сотни) стихотворений, написанных Александрой в разные годы, начиная с двенадцатилетнего возраста, которые трогают читателя до слез:
«<…> Замок — воздушный, но в саже, Фея вздыхает — не плачет: "Мама, напомни той страже: Долго за феей не скачет!" <…> Ветер шептался с золою, Вечер тянулся к балладам, Солнце прощалось с землею, Время дышало на ладан. <…> Тучки спускались на склоны, Небу немножко всплакнулось, Слезы упали на волны, Море — соленым — проснулось». («Девочка и Море») * * * «Птицы проснулись, но громко молчали, В доме бесшумно шептались печали… — Мама, не прячься! Ну где же, ну где ты? Розы — живые! — но меркли букеты, Видом прискорбным нещадно сражая: "Вспомни! Нет мамы — есть тетя чужая"…» («Весна, девочка и розы») * * * «Зачем-то осталась жива, Считаю до Неба ступени…» («Метель») * * * «а Солнце сослалось на божью усталость, по пальцам — денечки мажорной программы… скажи мне: как много ступенек осталось до… мамы?..» («Реквием Лету») * * * «Тот Запах из детства, где оси надлом, Внезапно вдоль моря зашлепал навстречу. Казалось, не вспомню: затерян в былом, А, если и вспомню, едва ли замечу… Столкнулись нос к носу, накрыло волной, — Смятенье эфира усилив стократно, Он вспыхнул надеждой и плелся за мной, Напрасно пытаясь вернуться обратно. Но кадры душили, целуя тобой, И дождик закапал, и ноги — как вата, И чайкой к ресницам — соленый прибой Из детства, в котором застряла когда-то…» («Запах из детства»)
Но Православная вера, которую впитала в себя «девочка из церковного хора», — сильнее боли. Посредством авторских стихов, будучи животворящим источником, она залечивает раны и дарит читателю надежду:
Мерцает Город в звездном море, Кораблик радостен в пути — Он знает: пение в соборе Поможет каждого спасти… Граница мечена пунктиром: Касаясь крыльями Небес, Молитвы тайно правят миром, Являя множество чудес… Пронзает голос купол Храма Духовной трепетной волной, Я сердцем чувствую, что мама — Как прежде, рядышком со мной… («Песнопение»)
Стоит отметить и неоднократное повторение автором мысли о принятии своей судьбы — смирении:
«Не плачу: все — воля Господня… Исчезнут и слезы, и смех Однажды… а в окнах сегодня Снежинки кружились наверх… Я помню: все — воля Господня… Не ряжен, не сужен, не друг — Забавно… я выла сегодня На стаю летящих на юг… Я верю: все — воля Господня… Крестила дрожащей рукой, Прощаясь… мне снился сегодня Молебен за вечный покой… Не спорю: все — воля Господня… От крика нещадных примет Оглохла… я знала сегодня: Развилка, но счастья — в ней нет… («Развилка»)
Одной из жемчужин книги, на мой взгляд, является стихотворение «Молитва»:
пошли мне тех, с кем сложатся Пути, возьми все то, что следует отдать, подай мне знак, где знания найти, не дай узнать, что велено не знать, внуши помочь без пафоса и фраз, открой во сне, что надобно успеть, пока душой не выстрадан тот час, когда спою достойное пропеть.
В 2020 году за стихотворения, представленные в этой книге, Александра Крючкова стала лауреатом премии им. А. А. Блока «Покой нам только снится» в рамках конкурса «Преодоление» (Московская городская организация Союза писателей России), а в 2022 году книга была удостоена победы в конкурсе «Душа Православия» (Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика»). Уверена, что книга «Ангел на Улице» займет достойное место в духовной литературе России и дополнит православную сокровищницу за рубежом.
Людмила КОРОЛЁВА, поэт, член Союза писателей России, руководитель Открытого Литературного Клуба «ОткЛиК»
| |