 |
Материалы номера № 04 (412), 2023 г.

ЖИЗНЬ И ПОЭЗИЯ АЛЕКСАНДРЫ КРЮЧКОВОЙ
 Не так давно я познакомился с очаровательной «Одинокой Колдуньей» и до сих пор ощущаю в душе волшебное послевкусие от ее «Тыквы», а если точнее — от удивительных стихов из книги «Одинокая Колдунья желает познакомиться» Александры Крючковой. На мой взгляд, творчество «Колдуньи» — это шедевр, и я предлагаю вам с ним познакомиться. Похоже, каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал утверждение, что «все женщины — ведьмы», ну или как минимум «немножко». Собственно, с этим нельзя поспорить, так как сложно отрицать очевидные факты. На Руси издавна было широко распространено гадание в лютые Крещенские морозы — а как же, «Святки»! Затем прекрасную половину человечества взяли в заложницы плохие приметы — ох уже эти черные коты, перешедшие дорогу! Да и «Пятница 13-ое» — ничуть не лучше, вот бы исключить ее из календаря насовсем! В эпоху глянцевых журналов читательницы с нетерпением ожидали очередных новостей от звездочетов, особенно в сфере любовных прогнозов — а вдруг? И на протяжении всей жизни распутывали свои собственные сны, пытаясь осознать их суть.
«Солнце дремлет на Небе в пуховых перинах, Нынче вьюга колдует, смеется в лицо, Тщетно ищешь покоя в картишках и винах, — Снова за ночь чернеет на пальце кольцо… В темной комнате пусто — ни тени, ни кошки, Будто двери исчезли, не видно окон, Слышен топот копытцев у старой сторожки, Только верю я в силу Афонских икон! Знаю: выход найдется — не думай про стены! Вместе с первой звездою проснется амвон, — Лучик Вечного Слова прольется со сцены, Нечисть выгонит мигом церковный трезвон!» («Святки»)
Александра Крючкова не стесняется признаться себе самой и окружающим в причастности к аналогичному «колдовству». Да, автор — одна из женщин, мечтающих обрести взаимность в любви: «Маленькая ведьмочка» гадает на «Червового короля», заглядывает в «Крещенское зеркало», заказывает сны в «Лавке снов» и путешествует по «Пространству Вариантов» как настоящая «Лунная Странница», но самое главное — пытается сотворить собственную реальность «Назло приметам!». Автор, как и многие в сложных реалиях бытия, жаждет волшебства, сказки, и это потрясающее чувство родства с автором покоряет читателя.
«Не стойте к магии спиной, Заложники иллюзии! Пугайте каменной стеной, Но истина — в диффузии! Туманы ластятся к реке… Напрасно круг очертите! С волшебной палочкой в руке — на 9 плюс три четверти! У судей в зеркале кривом Консилиум с британцами! — Застали девочку со львом Над Гринвичем за танцами!» («Немного волшебства»)
В этой книге Александра умело сочетает детскость ворожбы с философской глубиной проникновения в тайны Мироздания. Возникает ощущение скольжения по тонкой грани между мирами. Погруженный в неведомое мне пространство, я и не заметил, как изящно автор подвел меня к внезапному осознанию: мистический Космос, «Звездные тропы» в Иной Мир и «Иное Небо» для Александры Крючковой, в отличие от меня, — ее настоящий дом, ее обитель. Там горят «Неугасимые лампады» бессмертных душ, течет «Лунная Река» Харона и возвышается «Темная Башня» времен Атлантиды, а под звуки «Лунной Сонаты» за Небесным Садом ухаживает «Грустный Садовник». Уверен: книги автора хранит сама «Библиотека Вселенной».
«Гаснет эхо волшебной струны, Стрелки в круге — всего лишь лгуны… Здравствуй, призрак счастливых времен! Встреча скрасит метели Весны, Ночи — праздник, а будни — пресны, — Манят в воду намеки имен… Полон скорби Вселенский шаман: Правит балом махровый Туман, Люди жаждут сдружиться с Тельцом… Правда дремлет на донце морей, Помнишь ключик от тайных дверей? — Спрятан мною под старым крыльцом… Волны шепчут: "Фантомы — к беде!" Город Солнца скучает в воде, Гаснет эхо, на ощупь — с трудом… К Темной Башне проводишь меня? — Слишком часто, надеждой звеня, Тянет сердце в забытый наш дом…» («Зов Темной Башни»)
Периодически я невольно задавался вопросом: «Где я? Кто я?» — и, переполняясь эмоциями, поднимался все выше и выше, выслушивая откровения призрачных странников. Подобное восхождение по небесной лестнице — от детской игры в гадания к «Сакральной Геометрии» Платона и мудрости старцев — вызывает у читателя чувство благодарности автору.
«Бродяги-фантомы незримо колдуют над нами, Внедряя шаблоны, которым приятно служить». («Колеса Сансары») «Не будет третьего лица, — В наследство — призраки из книжки: Поэты — искорки Творца, На Землю посланы для вспышки… <…> Прозренья светлая печаль Утешит истиной Гомера: Для духа смертная печать – Всего лишь жалкая химера!» («Химера»)
Хочется подчеркивать и цитировать почти каждое стихотворение — сплошные открытия, счастливые находки, жемчужины. Читатель оценит и форму, и музыку строк — или Сфер? — нет, музыки Сфер в строках! — а также виртуозную подачу специфического материала, возможность приблизиться к «Одинокой Колдунье» — да, именно с большой буквы, и прикоснуться к ее Иной Реальности.
«Пляшут в ночи шаманы, Жадно дрожит огонь… Осень зовет в туманы – Тянет ко мне ладонь. Месяц шагал не в ногу, Ветер желал реприз… Листьям — спешить в дорогу, К Богу лететь — не вниз. Чашке не жить без чая… Нежность душой тонка… Даже шаман, скучая, Жаждет — на чай — звонка». («Шаманы»)
А ирония и самоирония? Они подкупают и окончательно обезоруживают!
«Не время для песен и Феба: У Бога случился аврал — Цепочку из Лестниц на Небо Сновидец случайно порвал…» («Лунная Соната») «<…> Мой третий Глаз, замыленный весьма, Всплакнул о том, что видел нас не вместе… Зачем мне знать твой стеллиум планет? И кто теперь избранница для танца? — Меняю Глаз, в котором смысла нет, На мокрый нос пушистого британца!» («Третий глаз»)
Автопортрет поэтессы, написанный как бы от третьего лица, этакий взгляд на себя со стороны, сражает наповал:
«В ладонях — звездочка — клеймом, Словами славится, умом, Умрет за книжки… Но слишком черные глаза! И словно дикая лоза — Ее мыслишки! Дурманит творчеством людей! Уносит в царствие идей, — Не вихрь — торнадо! Хотите дружеский совет? — Печален знания расцвет, Спешить не надо! На небе пишется Скрижаль Про всех и каждого? Как жаль — Нигде не скрыться! Нет правды в рифме — лишь дуэт, Но, может, в туфельках «поэт» Пригрел копытца?! Ей шляпа в рожках жмет! А хвост? Вопрос-то, видимо, не прост… Хвост есть? — Так точно! Держитесь тропочки прямой, Шагая с книжками домой — Читать заочно!» («Рога и копытца»)
Признаюсь, я обезоружен! Ироничные стихотворения из этой книги победили в конкурсе «Стул № 13» имени И. Ильфа и Е. Петрова (Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2022). А вы в курсе, что станет с «Тыквой» после замужества Золушки?
«История честна – Обманчивы не сны! На улице — Весна, Но истины — пресны… Мой маленький секрет – Потерянный мирок: Из тыквенных карет Готовится пирог… Складирует Весна Фантазии в музей, Экскурсии по снам Порадуют друзей! Мой маленький секрет Для частников и групп: Из тыквенных карет Готовится крем-суп… Не трогает капель, Вторжению — запрет! Колючая, как ель, Не впишется в портрет… Мой маленький секрет – XL-евский халат: Из тыквенных карет Готовится салат… Сценариев — в обрез, Изучены давно: Что с крыльями, что без…, Впоследствии — равно. Мой маленький секрет Достанется врагу: Из тыквенных карет Готовится рагу…» («Тыква»)
Безусловно, во времена Средневековья Святая Инквизиция не обошла бы автора стороной, но могу заверить читателя: иногда «колдуньи» гораздо ближе к Небу, чем многие из уверенных в своей беспорочности людей:
«Призрак печали обиды немой Сгинет под утро — не в силах помочь. Кто-то с терьером вернется домой, Мне же до Солнца — молиться за Ночь. Феей забытой в озябшем лесу Глажу дорожку волшебной метлой. Плачет Хранитель в безликом часу: Узник Плутона развеян золой… В Старом Афоне над царской горой Буду звездою безмолвно светить Тем, кто уходит тернистой тропой К тем, кто умеет бессмертно любить…» («Девочка и Ночь»)
А вы уже познакомились с автором?
Вадим ШИЛЬЦЫН, писатель, член Союза писателей России, лауреат литературных премий
|  |