Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 07 (415), 2023 г.



ПАВЕЛ ЩЕРБИНИН

Павел Щербинин — певец, концертный солист-вокалист (баритон), артист МАМТ имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов Москвы.



МЯГКАЯ ЗАДУШЕВНОСТЬ ТЕМБРА

Ничего невозможно вернуть.
Ничего возвращать и не надо.
Нина Краснова

Я взял этот эпиграф для моего эссе, поскольку убежден, что любовь никуда не уходит, и поэтому ее не надо возвращать. Она остается с нами навек.
Павел Щербинин

Свое эссе о певце Анатолии Шамардине (11.01.1938–27.04.2014) я хочу начать с двух процитированных мной строчек из стихотворения Нины Красновой. Поскольку я давно, еще до того, как стал изучать эзотерику и читать много литературы о продолжении жизни людей после окончания их земного пути, убедился в том, что никто никуда ни от кого не уходит. Особенно это касается тех людей и тех пар, любящих сердец, которые любили друг друга, относились друг к другу с уважением и оказывали поддержку друг другу. И все это продолжается и дальше, после ухода одного из них в иные измерения… И человек, который хранит память о любимом человеке, чувствует его поддержку свыше. И эта память, эта любовь и есть продолжение жизни и контакта людей друг с другом на земле и на небе. Кто-то не верит всему этому, а кто-то придает большое значение — люди, которые не теряют привычку читать, размышлять.
Все что касается каких-то бытовых проблем мне неинтересно, как и все то мещанство и хамство, которое встречается на каждом шагу, это все, что я презираю, особенно в мире закулисья.
Почему я начал с такой темы? Потому что, познакомясь с Ниной Красновой, я мало того, что открыл для себя имя Анатолия Шамардина, вокалиста нашего времени, тенора, но и лишний раз убедился на основе ее книг, рассказов, стихов об Анатолии, что жизненный союз с ним, он же и творческий, продолжается, несмотря на уход певца в другую жизнь. Нина Краснова, понимая и улавливая его знаки сверху, лишний раз подтверждает то, что сила взаимной любви и уважения бессмертна.
Осенью 2023 года я встречу, Бог даст, 33-й сезон моего служения знаменитой сцене Московского Государственного театра имени народных артистов Станиславского и Немировича-Данченко. Так вот, что касается темы вокализации теноров-академистов или певцов, которые работают на концертной эстраде и исполняют кроме классики еще и арии из мюзиклов и песни эстрадные… давно я, как вокалист, который доминирует на певучести голоса, мягкого тембра, красоты бельканто, пришел к выводу, что певцы такого уровня исполнительского искусства, к которым относится и Анатолий Шамардин, большая редкость. Тенор, приятный для слуха, — это подарок для музыкального мира профессионалов и для слушателей, которые понимают искусство бельканто.
Всю жизнь в основном теноровая группа вокалистов разных жанров — это кричащие персоналии. Я помню, в одном из интервью моего любимого тенора, уникального тенора, солиста Виктора Кривоноса, я услышал, что существует такое понятие в педагогике, в работе с тенорами, как то, что начинающий тенор должен несколько лет «проораться». Педагогам-тенорам виднее, это их природа, знание, опыт. Я — из лиги баритонов и понимаю границы дозволенного в критическом плане. Тот же Кривонос, универсальный певец, владеющий разными красками… Основная доминанта в его голосоведении, на мой взгляд, это пение в полный голос, показ диапазона. Ему подвластны очень сложные вокальные произведения. Он смелый, острохарактерный певец, и наряду с этим он искусно владеет техникой ласкающего слух тенорового голосоведения.
Удивительная манера пения Анатолия Шамардина удивляет природой певучести мягкого тенора. Когда мне удалось послушать немалое количество записей вокалиста, которые он сделал в конце 80-х и в конце 90-х годов… это авторские и русские народные песни, романсы, западная классика и современные вокальные произведения авторов… я был в потрясении! Насколько один из ведущих солистов оркестра Утёсова Анатолий Шамардин получил дар от Бога и призвание быть певцом, которое он пронес через всю свою жизнь.
Слушать Анатолия Шамардина очень приятно и познавательно для меня лично, который работал в концертах с такими тенорами, как Николай Басков, Александр Барыкин, Геннадий Богданов, Алексей Глызин, Геннадий Каменный, Евгений Мартынов, Олег Погудин, артист Ленкома Александр Садо, Леонид Серебренников, Имант Ванзович и Угис Розе (Латвия), Каститис Кербедис (Литва)… Классификация голосов — дело очень сложное. Слушая великого русского композитора и вокалиста Евгения Мартынова, кто, например, может четко сказать, баритональный ли это тенор или нет? Но одно ясно и понятно, что это все настолько одаренные вокалисты, мужчины с высоким голосом и полетом, что не возникает никакого сомнения, что они отмечены Богом… Это и Альберт Асадулин, Геннадий Белов, Игорь Демарин, Виктор Кривонос, Владимир Саповский, Александр Барыкин… Это и Карел Готт, Луиджи Сотджи, и баритон Яак Йоала… А из певцов старой русской классической вокальной теноровой школы Сергей Лемешев, Леонид Собинов… А на сцене моего театра я за годы своей работы всегда выделял талантливейшего солиста оперы, тенора Виталия Таращенко. Это певец с уникальной певческой школой и такого красивого тембра голоса, я бы даже сказал, заподнебесной красоты. Среди моих коллег, солистов оперы нашего театра, я рад, что звучит очень красивый тенор Кирилла Матвеева.
Так вот, имя Анатолия Шамардина — оно как бы стоит и в одном ряду с этими певцами, и в то же время настолько своеобразен его дар и настолько неповторим его образ, который он создал на сцене, что вполне можно сказать: Шамардин — это музыкальная личность, по праву занимающая свое место в этом ряду и стоящая особняком ото всех.
Если по большому счету мы будем сейчас вспоминать теноров, которым по судьбе было и суждено сделать карьеру мирового плана, от Робертино Лоретти, с которым, кстати, я выступал в галерее Церетели… На том вечере я был в окружении своих коллег — кстати, тоже теноров, эстрадных, таких, как Евгений Куликов, с которым у меня были совместные концерты. И был там продюсер и организатор концертов Лоретти в Москве, сильный и достаточно певучий тоже тенор Сергей Апатенко-Ростовский. Было это 5 октября 2015 года.
Все эти воспоминания я сейчас озвучил именно с тем, что тема редких голосов тенорового вокального мира — это как раз та ниша, которую занимает неповторимый Анатолий Шамардин. Певец очень музыкальный. Вокалист, в свое время ведущий большую концертную деятельность. Тенор, имеющий огромный репертуар.
Я не был знаком с певцом Анатолием Шамардиным. Но Бог дает все тогда, когда нужно, — когда я стал изучать книги об Анатолии, выпущенные Ниной Красновой, слушать много записей, которые, несмотря на довольно трудный жизненный путь, певец осуществил в свое время. Судьба улыбнулась Анатолию Шамардину. Его долгоиграющую пластинку «Гитары любви» выпустила знаменитая на весь мир российская звукозаписывающая фирма «Мелодия». Звуковой материал был одобрен высокой комиссией Министерства культуры СССР. Эссе и очерки и предисловия к изданиям Анатолия и отзывы о нем в прессе были написаны видными деятелями искусства России.
Так вот, слушая одну запись певца за другой, я открывал все больше и больше для себя большого музыканта, маэстро, певца, который более, чем на 100 процентов, понимает, о чем он поет (не только на русском, но и на иностранных языках) и для кого он поет. И это призвание одного из самых ярких представителей вокального искусства в России. И это искусство останется, слава Богу, на века…
Я рад, что молодое поколение начинающих певцов, теноров, имеет возможность соприкоснуться с искусством профессионалов своего дела и изучать их записи.
Под моим руководством и контролем записи Анатолия Шамардина попали в Российский Государственный архив фонодокументов (РГАФД) и находятся в фонде уникальных записей великой России. На всех носителях есть издания певца. Это и ленты кассет, и виниловые пластинки, и СD-альбомы. Я подчеркиваю, это имеет колоссальное значение. Вы не представляете себе, уважаемые читатели, сколько у нас прекрасных певцов, а их родственники не придают этому значения. Певец обязан, если он таковым является, делать и сохранять свои записи (фонодокументы). К счастью, мы все имеем возможность слушать настоящее искусство и иметь в своих домашних коллекциях уникальные издания Анатолия Шамардина.
Анатолий Шамардин относится еще к типу артистов, которые обладают особой смелостью. Он, например, выпустил целый альбом своих песен на стихи своей любимой женщины, поэта Нины Красновой, «Сон под пятницу», где, уступая своей смелости, уважению к поэту, поет от женского лица романсы и песни на стихи Нины Красновой. Согласитесь, что мужчина далеко не каждый может рискнуть записать проект в таком ключе.
Певец наделен чувством юмора. Мне приятно, что наряду с серьезными, трудными вокальными сочинениями мы слышим одну из граней талантливого вокалиста — умение пошутить.
Здесь, кстати, когда я готовил этот свой материал для книги Нины Красновой об Анатолии Шамардине, я вспомнил о традиции, которая, на мой взгляд, давно устарела: это исполнение женщинами мужских оперных партий в опере «Руслан и Людмила» великого композитора Михаила Глинки — хазарский князь Ратмир, Ваня, образы юного мальчика, хазарского князя Ратмира… Я был сам свидетелем, работая на сцене нашего театра над этим спектаклем, как это исполнение солистками арий Ратмира вызывало смех и непонимание в основном у молодого поколения. И все старания женственных меццо-сопрано солисток оперы были напрасны. Сколько труда… То же самое касается исполнения романсов академическими певцами. Часто мы слышим мужские тексты (от мужского лица) из уст певиц. И к этому отношение как будто бы по привычке уже привыкания, хотя, на мой взгляд, это какая-то дикость.
Комическая игра мужчин в спектаклях более убедительна, когда они играют женщин. А вот наоборот… когда женщины играют мужчин… нет!.. это всегда проигрыш. Даже своеобразная наша актриса Алла Демидова мечтала сыграть Гамлета, например. Не знаю… Наверное, и это кому-то понравится.
Поэтому Анатолий Шамардин — артист, я повторяю, большого диапазона, не лишен чувства юмора. Но я интуитивно чувствую, поскольку я рожден под знаком Рака и интуиция у меня сильная, что певец тяготел к более минорной теме в своем творчестве. А петь приходилось и записывать то, что нравилось публике в той или иной ситуации. По рассказам Нины Красновой, работать артисту приходилось на различных площадках. В основном это мероприятия развлекательного плана.
Но, изучая портретную галерею Анатолия Шамардина более раннего периода, я убежден, что он стремился к реализации совершенно другого уровня. Утонченный, ранимый, оголенный нерв, протестующий всей своей органикой злому закулисно-змеиному миру, к которому, к сожалению, причастен я и многие мои коллеги.
В этом я усматриваю посланное Высшими Силами замечательному певцу Анатолию Шамардину освобождение от якоря и привязки к многоэтажной сложной структуре творческого коллектива, например.
Я где-то вычитал, что театр разрушает артиста. Так вот, в записях Анатолия Шамардина, которые сохранились, не слышно ни одной ноты яда, озлобленности, нарциссизма в исполнении певца.
Вглядитесь в книгах Нины Красновой на фото: Анатолий — один, Анатолий — в окружении друзей и коллег. Вот этот Дар Доброты певца виден там на всех фото. Именно Доброта и спасет мир.
Я хочу пожелать молодым артистам, читающим эти страницы, не потерять себя, осознавая, что очень трудно реализовывать себя без определенной поддержки, остаться доб-рым.
Во всех умных книгах по эзотерике и не только — все равно свет сильнее тьмы. Нужно учиться фильтровать персоналии, прислушиваться к своей интуиции. И, конечно же, молодым вокалистам нужно знать имена певцов старшего поколения.
У Анатолия Шамардина есть свой почерк в искусстве вокала, малое имя, которое открывает большую дорогу молодым в страну музыки.
Известно, что тенор — это высокий мужской певческий голос. Разновидности тенора: лирический, драматический.
Драматический тенор отличается большой силой и широтой звучания на всем диапазоне, выразительным, горячим, ярким темпом. Бывает также лирико-драматический, меццо-характерный тенор и тенор альтино. В оперной практике встречается понятие характерного тенора.
Лирический тенор — ему свойственна мягкая задушевность тембра, способность к передаче мелодии певучего характера и легкая подвижность.
Все это относится напрямую к вокалисту Анатолию Викторовичу Шамардину. Анатолий Шамардин — очень сильный певец!

Записала со слов Павла ЩЕРБИНИНА
Нина КРАСНОВА



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru