|
Материалы номера № 09 (417), 2023 г.
Евгений Минин
«Конфуций натощак»
М.: Издательство Евгения Степанова, 2023
Возвышается метафизическая фигура Конфуция, предупреждая о многом и подсказывая, как надо жить: да мы не внемлем, оттого необходимы — ирония и сатира, врачующие расчесы, оставляемые на душах пороками; и раны, наносимые собственными ошибками; оттого и возникает «Конфуций натощак» — новая книга стихотворений и пародий Евгения Минина, пародиста и метафизического ирониста; книга, изданная Издательством Евгения Степанова. Заиграют оттенки мысли, и, сколь бы ни было мало значение поэзии в современности, все же:
Поэзия — неточная наука, Но в ней таится истины зерно, Когда значенью слова или звука Свершить непостижимое дано. Она — ничто в сравнении с цунами, Не заклинанье и не тайный рок, Но многое непознанное нами Порой зависит от случайных строк.
Прелестный финал стихотворения раскрывает возможности Минина-философа, дающего точные формулы… сложнейшей на самом деле науки — поэзии… Сплетаются повседневность физиологии, на которую все мы обречены, и естественность самобичевания:
Три раза в день едим различные таблетки В надежде, что они помогут и спасут, Хотя пора понять — мы в фармацевтной клетке, И выйти из нее — непостижимый труд. И все же выход есть — не удивлю интригой, Но думается, что спасение в одном, Не химией, друзья, лечиться нужно — книгой, Конфуций — натощак, Овидий — перед сном.
Будто ведает поэт: корень современных проблем в ороговении душ; и тут нужны сильные лекарства, чтобы преодолеть косность материала, поработившего души… Сильные — такие, как Овидий и Конфуций. Стихи Евгения Минина, как правило, кратки: лишний козырь на руках у поэта; длинноты замутняют мысль, делают размытой перспективу… Много стихотворений о поэзии вошло в книгу; они мудры, сколь бы ни была плачевна ситуация современности, и, противопоставляя душу действительности, Минин предпочитает стоические интонации:
Мы от поэзии в убытке, где от нее дохода ждать! Порой разденешься до нитки, чтоб книжку тощую издать. Сидим, безвестные кликуши литературного труда, и в строках раскрываем души, чтоб каждый плюнуть мог туда. Как знать? Может, вечность окажется благосклоннее?..
…Попытка разгадать код времени проводится через своеобразное назидание — легкое, впрочем, исполненное ажурно:
Следи за временем, пока оно проходит мимо, когда еще крепка рука и мысль неутомима, когда еще пьянит вино и сердце боль тревожит, следи за временем — оно вернется и поможет.
Богат и таинственен звук, вовлекающий в стихотворение; тонок инструментарий мысли. …Развернутся ленты пародий Минина: остроумие заострено без злобы, точно подмеченные, предназначенные осмеянию черточки поэтов разумно преувеличиваются: получается смешно, но не зло: Вот, например, на Е. Степанова:
Москва не прочь меня со рвением Порвать ментами да ворами. Евгений Степанов В Москве ужасно быть редактором, В ней не похвастаешь понтами. Она проехать может трактором И на куски порвать ментами. Оставят без штанов и рубликов И напрочь вычистят карманы, Но признаюсь — ментов и жуликов Еще страшнее графоманы…
…Страшнее — конечно: заполняющие пространство бессмыслицей безграмотных поделок, искривляющие его; и не ответить на метафизический вопрос — зачем дается людям такая пародия на дар, ломающая часто жизнь, озлобляющая… Итак — «Конфуций натощак»… Очень полезное чтение: оно позволяет задуматься о многом, на вещи взглянуть иначе, чем смотрели ранее, сопоставить опыт поэта со своим, читательским. Да и удовольствие немалое.
Александр Балтин
| |