Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 09 (417), 2023 г.



ЧТО ПОЧИТАТЬ В ГАЗЕТАХ, ЖУРНАЛАХ И АЛЬМАНАХАХ


ОБЗОР ГАЗЕТЫ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗВЕСТИЯ», № 9, 2023

Слово поэзии — созидающее миры… И Инесса Ильина, открывая очередной номер газеты «Литературные известия», ярко живописует поэзию полнометражного фильма Евгения Степанова «Христос-Человечество» — столь же метафизического, сколь и поэтичного: рассматривающего жизнь сквозь призмы торжества творчества и необоримости веры…

Исторические изыскания Льва Бердникова погружают в атмосферу исследуемого времени: просто и сложно одновременно, ибо интересно следовать лабиринтом фраз, соплетаемых писателем, открывая тайны, в которых, если присмотреться и вдуматься, заключены коды бытия.
В данном случае речь о Жаке Вале де Барро, французском поэте, не настолько известном у нас, чтобы пройти мимо приглашения к путешествию, предложенного Бердниковым.

Точно сформулировано кредо поэта Петра Гулдедава:

Все, что поэт имеет для себя, —
Проектов необъемная громада!
Все остальное он раздаст, любя,
А много ли ему от мира надо?

Мудрость дервиша, свершающего путь к небесам, сквозит в изысканных поэтических строках; и путь этот, принося стихотворные плоды, раскрывается сферою образности и языками веры:

Как святых согрели языки
Пламенных лучей Святого Духа,
С той поры не действуют замки
И препоны для людского слуха.

Своеобразные стихотворения в прозе предлагает Евгений Степанов, публикуя «Заметки о кино» — и портреты замечательных мастеров‑режиссеров рисуются нежно и с почтением, вытекающим логично из благодарности им — за часы, наполненные произведениями, которые, меняя душу к лучшему, не забудутся никогда.

Интересно строятся рецензии Веры Киулиной, Надежды Дрозд, Ольги Ефимовой — вчитываясь в книги, авторы предлагают формулы выводов — в той же мере оригинальные, что и красиво оформленные стилистически.
Заиграет красками загадок литературный кроссворд, завершающий номер — насыщенный и масштабный, предлагающий чтение, согревающее душу в осенние холода, ибо помимо византийской цветовой роскоши осень дарит ощущение сквозного одиночества…



ОБЗОР ЖУРНАЛА «ДЕТИ РА», № 5, 2023

Евгений Минин, более известный как пародист, выступает в данном случае как поэт, открывая 5 номер журнала «Дети Ра»:

Не смотрю новые фильмы — от них боль и грусть.
Не смотрю старые фильмы — знаю их наизусть.
Не слушаю новые песни — болит от них голова.
Не слушаю старые песни — помню все их слова.
Не смотрю телевизор — знаете все — почему,
Не включаю радио — его слушать страх одному.
Включаю рассвет лишь и выключаю закат.
Вот так меня утешает небесный кинопрокат.

Интересно сплетаются в орнаменте стихотворения ирония и стоицизм, мудрость отказа от внешних раздражителей в пользу внутреннего постижения себя, расшифровки собственного «я».

…Рвутся цепочки звуков, предлагаемые миру Сергеем Би-рюковым, рвутся, оставляя впечатление целостности, свидетельствуя о неустанной, противоречивой, алхимической работе души, и, дар не зарывая в землю, поэт словно поднимается в безвестные миры, открывая коды их существования:

В пути
находим путь
в песке —
дорогу.
На языке живом
учился слогу.

Дрожала ртуть.

Как будто крошки табака
в кармане,
вот столько
оставлено надежды
нам,
бредущим без дороги
по волнам.

Развиваются ленты верлибров Лилии Газизовой, ленты, испещренные иероглифами бытия, где неожиданная деталь, например, появившаяся внезапно музыка, оказывается детонатором внутреннего взрыва, производящего стихи:

Когда в воздухе
Анатолийского декабря
Повисает тема Лары,
Это застает врасплох.
И оказываешься не готова
Ни к тахикардии,
Под которую маскируется
Сердечная смута,
Ни к жизни самой,
Перед которой предстаешь
В очередной
Не запланированный раз
Голой —
Без одежд
И без слов.

Сложно — с абсурдом (в качестве персонажа) и философией света, свечения — развернется стихотворение Евгения Степанова, открывающее подборку поэта:

Человек-свечение — мишень
Для чертей, сулящих люксы… ада,
Для какой-нибудь крутой Ми-Шесть
И для беспощадного Моссада.

Человек-свечение на скит
Смотрит — и не может скрыть восторга.
Человек-свечение парит,
А молва казнит его жестоко.

Вспыхивает столь неожиданная составная рифма (урок — Гуро к) в стихотворении, объединяющим непритворной естественностью дыхание прошлого с настоящим:

Июнь и юность, и урок
Дер-ев, читающих книгуру.
И Леночка бежит Гуро к
Родному Велимиру, гуру.

Летит за счастьем стрекоза,
Путевку в новый век желая.
А в травах прячется гюрза,
Змеюка злая.

Скороговоркой, метафизическим захлебом, теснотой жизни, нагромождением всего звучат стихи, записанные, как проза, без строфического членения:

самолет как маршрутное такси в кармане разные деньги доллары рубли гривны кроны я не знаю где окажусь завтра в каждом городе и стране как выясняется меня кто-то ждет и кто-то согреет своим теплом я уже нигде никогда не осяду видимо потому что у меня нет большого таланта а значит и нет необходимости сидеть на месте и кропотливо день за днем писать жизнь сложилась так как сложилась за себя не страшно все свои болячки я захвачу на тот свет из окна машины я увидел сегодня красивые киевские дома ледяные подмосковные сугробы и маленького московского мальчика который что-то говорил своей бабушке но я не понимал что

Ком жизни катится, сильно пестрея. Собьет ли он человека?
Или обогатит новым опытом?

Современность и вечность сочетаются в поэзии Андрея Недавнего, своеобычно трактующего чувства и явь:

Остались вишня да тутовник,
Срубили пару тополей
Там, где когда-то я, любовник,
Ходил к красавице своей.
Асфальт раз пять перестелили,
Сменил хозяев магазин.
И мы друг другу все простили,
Закрыв на ключик клавесин…

Железные ритмы Анны Долгаревой опаляют сознание:

И бас молитвы православной,
И северный неяркий свет,
И рыжий кот, идущий плавно,
И мха податливый вельвет.

Как узнаваемо и странно —
Скрипит рассохшийся барак,
И рядом с этим несказанным
И ты дурак, и я дурак.

Уплотненная ткань: таковы произведения Михаила Гундарина, включающие так много подробностей яви, что тесно от них, но это хорошая теснота — все вбирающая, открывающая подлинность плазмы вещей:

Хорошо стать вот этим шофером
35 лет одет в футболку и шорты
                                                       резиновые шлепанцы жарко же —
шофером
вон того маленького грузовичка
(развозка фруктов, лимонада, печенья по киоскам)
праворульного, тупорылого, ростом с две больших собаки
— шофер (он же и экспедитор, а грузовичок в аренде,
               захочет выкупит, а не то накопит денег и приобретет новый)
— шофер
захлопывает трапецевидную дверцу
идет за пивом возвращается с большой
                                                                             пластиковой бутылкой
открывает дверь кладет на сидение бутылку садится сам
это летний вечер

Вспыхнут пестрые огоньки палиндромов Бориса Гринберга; штудии и рецензии разнообразными фонарями мысли осветят происходящее в литературном мире.

В общем, номер, как всегда, насыщен духовно и интеллектуально питателен.
Читайте же, люди!



ОБЗОР АЛЬМАНАХА «ИСТОКИ», № 15, 2022–2023

Некогда альманах вела уверенной рукой Галина Вячеславовна Рой – весьма известный в СССР альманах «Истоки», принимавший под крыло молодых, открывавший им дорогу, выходивший значительным тиражом…
После распада Союза – равно распада литературы – Г. В. Рой сумела сохранить издание; и вот – Александр Серафимов продолжил ее дело: альманах выходит – он по-прежнему празднично-красиво оформлен, и содержание его разнообразно в той мере, в какой остается разнообразной и яркой российская литературная жизнь.

…«Мемуары» Евгения Степанова развернутся сильной пульсацией тугих, как гроздья, строк и, наполненные соком жизни, приведут к выводу, пропитанному мудрой солью Екклесиаста:

Помню, мы жили в общаге, пили какую-то дрянь,
Тощие, как доходяги, грызли, как гризли, тарань.

Помню, мы жили в подвале, помню бандитскую прыть.
Помню, меня убивали и не сумели убить.

Помню далекие страны, помню и горечь, и мед…
Помню, кричали бакланы ночи и дни напролет.

Помню, я шел по Бродвею. Помню, пришел на Луну.
Я ни о чем не жалею, я никого не кляну.

Острые грани строк ранят впечатлениями, словно духовная кровь должна выделиться, чтобы ни о чем не жалеть и никого не клясть…
Портрет современности развернется суммой гротескных картин; парадокс заключается в том, что наша действительность давно стала походить на гротеск:

Толпа, в компах бушует рынок
Мозгов, бурлит ашан телес.

И книжных глянцевых новинок
Лоснится виртуальный лес.

Глаза прилипли к монитору.
В башку влезает ловкий бред.

И можно приравнять к террору
Кровавый липкий Интернет.

И понимаешь поневоле,
Насколько пропасть глубока…

А можно выйти в чисто поле
И посмотреть на облака.

И снова мудрые капли финала прольются вариантом бальзама на расчесы душ.
А вот и – литературная реальность, где правда должна побеждать, хоть и – после смерти поэта:

Жил поэт великий Влодов.
Рядом жил поэт Уродов.

Процветал поэт Уродов.
Горе мыкал нищий Влодов.

Но стихи остались Влодова —
Не Уродова.

Красиво – графически четко, со вкусным наполнением строк – рисуются пейзажи Любови Берзиной: пейзажи… словно крылатые, легкие и полетные, и вместе с тем (ведь все амбивалентно) столь конкретные, что… будто ощущается весомость каждого называемого предмета:

Тонкий шпиль Петропавловской крепости
Над Невою парит снеговой.
Нестроения все и нелепости,
Словно ластиком, стерты зимой.

Все прощается, все превращается,
В снеговую скрывается пыль,
И на Лахте под ветром качается
Небоскреба стеклянного шпиль.

Элегичные сквозные мотивы Берзиной протяжно отзовутся в чутком сердце:

Приехать снова в город темный,
И под колоннами стоять,
И ветер чувствовать огромный,
И звука бесконечно ждать.

Завораживающей музыкой звучат стихи Людмилы Осокиной; и таинственное начало, отдающее потусторонним, проступает сквозь строки:

Грезится нечто у темной воды…
Это оно оставляет следы,
Там, у болотца, под старой ольхой, –
Глянь-ко! – поплыло над сонной рекой…

Заворожило, закружило тут,
Словно бы кружево ведьмы плетут…
Захохотало вблизи и вдали,
Прыгнуло что-то у самой земли…

Не затянет ли жуть?
Но эстетическая составляющая поэзии Осокиной спасает от подобного пропадания…

Амбивалентность великолепной, едкой иронии Евгения Лесина – метафизического ирониста и философа, глядящего на мир с поэтическим прищуром, – оборачивается тугими и литыми строками:

Все хорошо, прекрасная столица.
Любуйтесь на Провал и на Проем.
Пора уже гулять и веселиться,
Давайте все в депрессию впадем.

Живем в благоустроенной отчизне,
Идем за нестареющим вождем.
Пора спокойно радоваться жизни,
Давайте все в депрессию впадем.

Рекомендации поэта стоит последовать – ибо депрессия, противостоя псевдопраздничному и всегда пустому настрою, может помочь задуматься о многом, о сущности бытия, например, в котором:

Не то что ноет, а просто гложет,
Уже тоскую по январю.
Да только вряд ли запой поможет.
Про остальное не говорю.

Косматая, багровая безнадежность наплывает: спасет ли легкость стиха?
Его виртуозное парение?
Именно такими качествами обладает поэзия Лесина: ажурная, порою исполняющая гипнотизирующий танец слов…

«Истоки» разнообразны и богаты, в них стоит погружаться, бродить по лабиринтам индивидуальностей поэтов и прозаиков, чтобы богаче становился свой мир, дабы открывались иные…

Александр БАЛТИН



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru