 |
Материалы номера № 12 (420), 2023 г.

Екатерина Яковлева 
«Пепел Луны»
М.: «Вест-Консалтинг», 2024
Современная поэтесса Екатерина Яковлева не устает удивлять читателя широтой своих размышлений о жизни. Если предыдущие книги показывали нам преимущественно «темную» сторону ее персонажей — одиночество, неприкаянность и отчужденность от мира, то эпиграфом для нового сборника «Пепел Луны» стало крылатое изречение Ромена Роллана «Творить — значит убивать смерть». Человек живет для того, чтобы творить и созидать. В этом его могучая сила. Эту книгу автор посвятила теме поэтического творчества, однако, отдав должное светлому началу, автор, как и прежде, описывает переживания самых «запретных» состояний. В стихотворении «Печаль» она призывает всех нас бережно обращаться с внезапно нахлынувшими чувствами:
Не гони непрошеную гостью, В свете зачарованных лампад, Под сирени кружевные гроздья Пригласи на чаепитье в сад.
Переживание печали запускает в человеке цепочку неприятных воспоминаний, погружает в бессилие. Из всех эмоций ее труднее всего «назвать по имени»: если гнев и ярость мы чувствуем на физическом уровне, если радость заставляет нас смеяться, то печаль возникает исподволь, как бы из ниоткуда, останавливая любую мысленную активность. Но нужно ли торопиться окунаться вновь в житейскую суету? Екатерина Яковлева однозначно не советует «выпрыгивать» из тягостных раздумий, а, напротив, призывает прожить это томительное чувство во всей его полноте:
Пусть расскажет о своих тревогах, Вместе с ней о чем-то погрусти, А потом до самого порога Проводи и с миром отпусти.
«Печаль моя светла…» Удивительно, что автор, чьи образы обычно запоминаются холодной, готической мрачностью, вдруг позволяет своей лирической героине испытывать легкую грусть, потому что данная эмоция, будучи полностью осознаваемой, играет свою положительную роль. Эта беззащитная хрупкость проявляется в стихотворениях Екатерины Яковлевой нечасто, оттого ценна и своей простотой, и своей мягкой женственностью. Но автор не была бы самой собой, если бы не коснулась столь любимой темы жертвенности, самоотдачи на грани смерти. Она заканчивает стихотворение «Кровь поэта» такими словами:
Забинтовать бы рану на груди, Но ты сорвешь нелепые повязки, Какие у поэта есть пути? — Его бокал рубиновой окраски.
Несмотря на мрачный посыл стихотворения, тема в нем затрагивается непростая. Мы тут видим и отсылку к лермонтовскому тексту, однако данное произведение лишено политического подтекста. Автора гораздо больше волнует, какую цену платит поэт за возможность говорить о том, что его волнует. Источник творческой свободы скрыт внутри самого поэта, но хватит ли у него сил, чтобы сражаться с общественными стереотипами?.. Итогом мучительных раздумий о судьбе поэта становится весьма отрезвляющее многих романтиков утверждение:
Смерть одарит бедного творца, На могилу принесет букеты, В жизни не носить ему венца, — Ценятся лишь мертвые поэты.
Это утверждение не требовало доказательств еще в XIX веке. Кажется, с той поры ничего не изменилось… Однако и современные поэты обращаются к теме смерти, задаются вопросом влияния этого неизбежного феномена на жизнь человека в целом и на его путь в искусстве. Размышляя о жизни, о смерти, о предназначении человека, Екатерина Яковлева призывает нас обратить внимание на то, что и радость жизни, и создание величайших шедевров искусства — все базируется на нашем знании о смерти. А мы частенько разбазариваем свою драгоценную жизнь, словно собрались существовать вечно:
Прости нас за невежество и глупость, За отрицанье, заблужденье, грубость, Мы погрузились в эту круговерть, Прости нас, Смерть.
В общем, как всегда, «memento mori». Поиск воли к жизни через осознание собственной смертности — это как раз то, что отличает человека от животного. Смерть позволяет ярче ощущать жизнь и нести ответственность за то, как человек ее осуществляет. Новая книга Екатерины Яковлевой сообщает нам о том, как непросто оставаться творческой личностью и дает шанс пересмотреть собственную жизнь, чтобы заново обрести ее смысл.
Вера КИУЛИНА
|  |