Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 4 (424), 2024 г.



«КОЛЬ МАМА ЕСТЬ И В КОМНАТЕ СВЕТЛО…»

(Заметки о нескольких стихотворениях поэта Бориса Макарова)


Борис Константинович Макаров (1939–2023) — автор множества поэтических книг, то есть большого объема произведений (включая другие жанры), наработанного за долгие годы активной творческой жизни. Но у моих заметок скромная задача — обозначить те сигнальные огни, которые освещают фарватер его поэзии.
В один из моих приездов в Читу, еще в советское время, увидела я лист районной газеты с довольно большой поэтической подборкой. Среди стихов сразу выделилось одно — своей лаконичной и выпуклой формой. Имя автора запомнилось сразу и навсегда — Борис Макаров. И всегда верила, что талант с таким чувством формы утвердит свое собственное слово в духовном мире забайкальских читателей. Да, теперь говорю: вера моя более чем оправдалась.
Все сигнальные огни — это особенности художественной манеры поэта. Базируются они, по моему убеждению, на личностных качествах автора. Один из огней — форма произведения. Стихи Бориса Константиновича как бы свернуты в себя, они напоминают глубоко задумавшегося человека. Теперь-то я понимаю, что они в большинстве своем такие же интроверты, как и сам автор. Стихи — немногословная вербализация интенсивной внутренней работы.
Но пора обратиться к тексту.

      * * *

Красивое солнце
плывет за бегущим оленем.
Красивое солнце
Встает по утрам над тайгой.
Красивое солнце
Лежит у жены на коленях.
Красивое солнце –
У мамы –
Крылом за спиной.

Четыре штриха, объединенные одной метафорой, — и позитивный, жизнеутверждающий этюд, вобравший в себя основные опоры души человеческой. Но метафора — не главное средство изображения поэта: стих его в большинстве своем автологичен. И поскольку внимание поэта привлечено к самой что ни на есть эмпирии жизни, автологичность — оптимальная, органичная изобразительность поэтики Бориса Константиновича. Кстати сказать, автологический стиль традиционен для русской поэзии. Известные, хрестоматийные поэты достигали на его основе классических высот.

Затяжное тепло. Значит, будет суровой зима.
Значит, надо готовиться снова к любым катаклизмам…

Казалось бы, обыденная речь, но она структурно организована и подтверждена ударной мыслью, конструирующей стих.

О, Россия, Россия, ты, верно, устала сама
От такой неустроенной, непредсказуемой жизни.

На первый взгляд, эта простая природа стихов очень легка, — на самом деле, очень трудна, требующая психологического оправдания, то есть сильных авторских чувств, глубоких личностных качеств. Такие стихи влияют на читателя в полной мере лишь тогда, когда онтологически абсолютно честны.

Пожухли травы. Чище стали звуки.
Острей огни чабанские вдали.
И мамины заботливые руки
Потрескались от солнца и земли.
Она за стол обедать не садится,
Еда и отдых — вместе на потом…
И запахом груздей и голубицы
Насквозь пропитан наш осенний дом.
И как понять ворчащих — «снова осень…»,
Вздыхающих безвыходно и зло,
Коль в наши окна — сквозняки от сосен,
Коль мама есть и в комнате светло.

Теплая картинка детства, святое чувство дома, защищенности и стабильности, и нытиков не понять — они не видят ни красоты, ни доброты, ни переливов света и воздуха… Здесь не просто воспоминание — здесь возврат к творческим истокам. По своему сельскому становлению Борис Константинович — экзистенциалист, и эта детская иррациональная неотделимость от природы сохранилась на всю жизнь, обретя в процессе развития личности масштабные величины, экзистенциональные, — автор переживает их глубоко, тонко, трепетно. Гражданское чувство — такая же экзистенциальная величина, сущность жизни. Трезвые критические оценки как истории страны, так и современных перипетий не умаляют этого чувства.
Любовь к Родине неотделима от чувства родной земли, которым пронизано все творчество поэта Бориса Макарова.

      * * *

Ну, вот и снова — первый снег,
И так светло окрест,
Что проживи хоть целый век,
Смотреть не надоест
На эти горы и поля,
Уснувшие в тиши.
…Два слова ОТЧАЯ ЗЕМЛЯ —
Два крылышка души.

Естественная воздушная прозрачность. Слог его — сама существенность, потому и прозрачен. Поэт умеет смотреть в корень жизни и говорить о главном.

Людям надо не крови —
Хлеба, соли, воды.
Им — луга, на которых
В росах отблеск зари…

Проницательность его взгляда коренится все в том же глубинном чувстве любви к своей земле и всему, что на ней существует. Отсюда и пронзительная боль из-за разрушительных явлений, происходящих в социуме и, соответственно, в жизни и душах людей. Страдальческие ноты пронизывают многие стихи Бориса Константиновича. Тем более, что он знает, КАК должна быть устроена жизнь. Она должна быть устроена позитивно, счастливо, с любовью — таков сущностный высокий, благородный настрой поэта. Это и есть, по-моему, онтология творчества. Авторское мировосприятие, настоянное на созидательности, миролюбии, на нравственной чистоте, так же, как и автологичность стиха, — в русле классической русской поэзии, продолжая традиции отечественной литературы, вознесшие ее на мировые высоты.
Потребность в счастливой жизни для всех, желание говорить о ней, тем более в ситуации неодолимого разрыва этого умонастроения с жестокой реальностью, — отнюдь не мифотворчество. Автор сам прекрасно осознает тонкую грань между ними. Вот очень выразительное и показательное в этом плане стихотворение.

                    Другу-поэту Михаилу Вишнякову

Век рассерженных скоростей…
Век из горьких обломков весь…
…Я устал от плохих вестей,
Ты пришли мне благую весть,
Чтобы светом — в мое жилье
Весть, что счастье на свете есть.
Если нет — сочини ее.
Я поверю тебе, мой друг.
Я другому ту весть отдам.
…Если мы ошибемся вдруг —
Бог простит нам с тобой обман…

Автор обращается к другу-поэту, который так же любовно относится к жизни и хочет видеть ее в свете доброты… Их светлые побуждения не совпадают с реальностью, но они — нужны, ибо без них не на что опереться и нечего противопоставить злу на земле, — и в этом их конструктивность.
Таковы главные сигнальные огни, освещающие фарватер творчества Бориса Константиновича Макарова. И они слились в одно «красивое солнце» над забайкальской землей — глубокую, цельную, мудрую личность поэта.

Вера ПАНЧЕНКО,
член Союза писателей Латвии,
член Союза российских писателей



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru