|
Материалы номера № 5 (425), 2024 г.
Андрей ИВОНИН
Андрей Ивонин — поэт. Родился в 1959 году в Москве. Всю жизнь работает в театральной сфере, в настоящее время — в московском театре «Эрмитаж» заведующим художественно-постановочной частью. Член Союза Театральных Деятелей РФ. Почетный работник культуры г. Москвы. Член Союза писателей ХХI века с 2021 года. Стихи пишет с юности. В 1984 году занимался в литературной студии под руководством писательницы, прозаика, поэта и переводчика Ольги Ивановны Татариновой. Является членом секции поэзии Московского союза литераторов. Публикации в литературных журналах и альманахах. Лауреат Большой Международной Литературной Премии «Серебряный стрелец» (2011 г.), национальной литературной премии «Поэт года» (2016 г.), 7-й Международной поэтической премии «Образ» (2019 г.). Автор сборников стихотворений: «Слово» — 2008 г., «Начало» — 2015 г., «Повторенье пройденного» — 2018 г., «Говори со мной» — 2019 г., «Только стихи» — 2021 г.
КАКАЯ В НЕБЕ ШИРЬ И ГЛУБИНА! АПРЕЛЬ
Какая в небе ширь и глубина! А синева — умри и вновь воскресни! На баке мусорном, от перемен пьяна, поет ворона свадебные песни. От пандемий отбившись и ангин, в руках портфель и чахлая мимоза, идет и щурится на солнце гражданин, страдающий от авитаминоза. Течет и разливается тепло над пустырями, парками, дворами. Хозяйка моет пыльное стекло, сверкают облака в оконной раме. Везет трамвай очередной улов. Скрипит вагон обшарпанный и тряский. Блестят вдоль улиц цоколи домов и пахнут свежей известью и краской. И праздная толпа шумит, снует туда-сюда без очевидной цели. И музыка знакомая плывет над обновленным городом. В апреле.
* * *
Вздрогнула, тронулась, сдвинулась с места зима. Площади, улицы, скверы, бульвары, дома — все покачнулось, очнулось, в глазах поплыло, хрустнуло хрупко, как под ногами стекло. Глаз до утра не сомкнешь и всю ночь напролет слышишь, как пенится воздух и крошится лед. Это весна, говоря с небесами на ты, навстречу идет, не стесняясь своей наготы. Ветками верб чуть касаясь высоких небес, тянется к солнцу привставший на цыпочки лес, душу синичьими трелями разбередив: Все впереди — говорит тебе — все впереди. Все впереди, все исполнится точно и в срок. Дай только время, немного терпенья, дружок, и неудачи твои за сугробами канут во тьму. Ты только верь. И так хочется верить ему.
* * *
Уходим, оставляя мутной мгле свои мечты, обиды и сомненья. Останки слов, не преданных земле, дома, любимых и стихотворенья. Уходим, оставляя за собой лишь лисий след, петляющий проворно в ночной степи, несобранные камни, сожженный Рим, разрушенную Трою…
* * *
Воздух вдыхаешь жадно, не надеясь на зрение. Ветер трогает лоб, но не приводит в чувство. Полдень рябит в глазах, свет чередуя с тенью. Сердце наполовину полно, наполовину пусто. Солнцем спрессованный снег пока что имеет место. Лежит, как старое платье, вышедшее из моды, в глухих подворотнях. Машины, тормозящие резко, обдают маслянистой жижей зазевавшихся пешеходов. Черно-белая графика ранней весны. И влажен асфальт. На окраине города, как на краю мироздания. Так и идешь, как будто конечный пункт уже вовсе не важен. Так и живешь на свете, не приходя в сознание.
БАБОЧКА
Она как бабочка. Ея воздушна суть. Смотрю, дыханье затая — боюсь вспугнуть. Над головою крыльев нимб, легка пыльца. Тончайшей линии изгиб — овал лица. Парит в оправе облаков. Еще виток. Среди диковинных цветов сама цветок. А сердце ноет наперед, душа болит. А вдруг она сейчас возьмет и улетит?
ЛУНА
В одном из московских двориков висела на тонком тросе огромная надувная луна. Ты прыгала, смеясь, стараясь дотянуться до нее рукой, а я, чтобы зафиксировать тебя в полете, снимал тебя на твой телефон. Спустя годы я снова зашел в этот дворик. Луна по-прежнему была на месте, хотя сдулась и висела безобразной, бесформенной массой.
ПЕРЕД РАССВЕТОМ
Во тьме, стремящейся к нулю, в канун рассветного сполоха, чужого выдоха и вдоха благословение ловлю. Душой, что воспаряет ввысь, и телом, прикорнувшим с краю, всем существом своим взываю: мгновение, остановись! Пусть мир покоится в тени. Пусть день, несущий света бремя, не настает — еще не время. Молю его: повремени!
* * *
Звоню с другого конца земли, из-за океана, с этого света на тот, из рассвета в ночь, из поздней осени в лето, из сегодняшнего дня во вчерашний. Чтобы услышать ломкий и хрупкий голос Твой в телефонной трубке.
ВРЕМЕНА ГОДА
Синее небо и прозрачней свет. Шаги и речи глуше, но природа, не верь глазам, не умирает, нет, а только засыпает на полгода. Зима замедлит ход ручьев и рек. Скует дороги. Путником усталым пройдет по тихим улицам, и снег укроет город белым покрывалом. И жизнь замрет. Надолго. Но едва ветра умолкнут и пригреет солнце, как молодая, дерзкая трава поднимется и сквозь асфальт пробьется. И мы, прервав мучительные сны, сердца откроем, будто настежь двери, для новых чаяний, для счастья и весны и вновь в свое бессмертие поверим.
* * *
Стихи — не заданные числа, не логарифмы. Скользи, поэт, по кромке смысла от рифмы к рифме. О дерзновенном, о невозможном решай задачу. Умей увидеть простое в сложном. А как иначе? Работай, сердце, струной упругой звени, покуда минуты споро бегут по кругу и длится чудо. Когда дарован высокий жребий и нет предела земле и небу, любви и вере. Такое дело.
30 МАРТА
Я люблю вас, люди: мужчины с суровыми лицами, сжимающие кулаки; старики с красными от бессонных ночей веками; матери, прижимающие к себе своих детей; девушки с влажными глазами, держащие в руках поминальные лампадки, стоящие под дождем в этот зябкий мартовский вечер и смотрящие вверх, не отрываясь, на улетающих в небо журавлей.
| |