|
Материалы номера № 6 (426), 2024 г.
Серей Попов
«Прямая наводка»
М.: Вест-Консалтинг, Библиотека журнала «Дети Ра», 2024
Туго вскипают, метафизически и жизненно пенясь, слова, созидая суммарно картины бытия — как легли в опыт поэта, освященные мерой дара и своеобычностью восприятия жизни:
Подозревал, что бог следит с балкона, когда к подъезду шпарил от угла, где на шестом еще во время оно слепая радость с присвистом жила. Икона стиля там квартировала, неотразимый ангел во плоти — краса и гордость целого квартала с необычайной жизнью впереди.
…Вечное ощущение — за нами наблюдают! — умножается вечной же попыткой постичь тайну сего наблюдения. Новая книга стихотворений Сергея Попова, выпущенная издательством Евгения Степанова «Вест-Консалтинг» в престижной серии Библиотека журнала «Дети Ра», называется «Прямая наводка» и делится на доли разделов… Поэтический язык Попова не прост; и эта высокая сложность требует и читательских навыков, с которыми в последнее десятилетия все хуже и хуже становится, увы, и тонкого умения воспринимать подспудные пласты поэтического текста:
Страшно сказать и забавно смотреть, как пререкаются слово и плоть. Небокопченья последняя треть всякую чушь подвигает молоть. Хоть и не факт, что язык без костей — всякому горлу положена кость — сказано все — отдыхай да толстей, но тишина пробирает насквозь.
Жестко характеризуются последние времена, которые суждено проживать собою, своими судьбами: Небокопченья последняя треть… Именно — обилие пустоты, необязательного и наносного и требует, чтобы постижения глубин бытия не прерывалось, требует — сильного поэтического слова, значительного аспекта миропостижения. Перекликаясь друг с другом, создавая особую объемность стиха, играют — хотя и совершенно всерьез — звуки:
Дробный пригород дремлет лицом к стене леса вросшего в окаменевший ил, до которого дождь по ночной стерне прошумит в два счета среди могил.
Суммы «д» сильно бьют в бубен читательского сознания. Жесткое отношение к действительности, развернутой окрест, характеризует поэзию Попова; тем не менее ноты онтологического оптимизма прорываются — лучами отдельных строк:
Время идет по верхам и вбок, кроны ревут навзрыд. Все образуется, видит бог, с пением аонид, с опровержением немоты, с опереженьем тьмы. Прикорневые дрожат кроты, трудят свои умы.
Все образуется, и поэт, разумеется, ставит на «пение аонид»… Образность Попова словно — звуком, необычностью мировидения и мировосприятия — поднимается высоко, мерцая таинственными поэтическими цветами и оттенками:
Пустяки, что сбудется зима — снежная, надежная, большая — и взамен крутого урожая холодом наполнит закрома.
Живо и пространно представляются ледяные эти, игольчатые и узорчатые, закрома, величественно продутые холодом. Величественного много в поэзии Попова, совмещающей и естественность дыхания-бытия, и торжественность высот речи. Книга «Прямая наводка» хорошо это подтверждает.
Александр Балтин
| |