Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 12 (432), 2024 г.



ОБЗОР ЖУРНАЛА ПОЭЗИИ «ДЕТИ РА», № 6, 2024

…Музыка, клавиши гипотетического рояля пространства, осенний ветер, тайна и элегичность туго сплетаются — или смешиваются — в стихах Андрея Ивонина, создавая многоцветный и прекрасный словесный калейдоскоп:

Услышать сквозь щемящий ветра свист,
как падает на землю желтый лист,
как дождь стучит по клавишам негромким
древесных крон, и музыка дождя,
соединив в себе все эти до и ля,
звучит в ветвях отзывчивых и ломких.

Подборка Ивонина, открывающая завершающий год номер журнала «Дети Ра», вспыхивает многоцветьем: эмоций, мыслей, виртуозного письма; а Максим Лаврентьев, продолжающий стихами номер, предлагает красочные формулы выводов, отдающих, увы, скорбью — всякий онтологический опыт бытия склоняет к определенным разочарованиям:

Много книг я мудреных прочел,
но гораздо мудрее, чем книги,
этот берег, жужжание пчел,
эти заросли спелой черники.

Все в природе само по себе
нарушает людские каноны,
но изящней листок на грибе,
чем изгибы в скульптурах Кановы.

Александра Крючкова выдыхает стихи рвано и органично, но так, что получается гимн чувствам, только им, насыщающим пульс до предела — жизнью, страстью:

Небо, скажи:
я прошагала здесь все этажи
невзаимности?
Или...
Богу угодна я
только свободная?
Мне не до схимности —
сжалься, смотри:
тосклива и Осень —
Солнца — на 33,
а ей — 48.

Парадоксальность жизни тонко и остроумно фиксирует Евгений Минин; строки остры, ранят мыслью, заставляя сопоставлять собственный опыт с тем, что предлагает в качестве своего (помноженного на размышления) поэт:

Разве можно жить с теми,
для кого твоя радость —
горе?

Разве можно жить с теми,
для кого твое горе —
радость?

Разве можно жить с теми,
для кого твоя жизнь —
помеха?

Разве можно жить с теми?

Это для тех, кто не в теме…

Акварельно сочатся светлой грустью бытия строки и строфы Марины Москалевой, и фантазия, входящая в реальность, не отменяя оной, играет вариантом терапии:

Как удобно любить нарисованный дом:
В нем детей поселить, тех, что будут. Потом.
И друзей всех за стол усадить во дворе.
И решить, что лет сто мы не будем стареть.

Разной длины строки органически сплавляя в цельность поэтического произведения, Виктория Мамонова, интересно жонглируя внутренней рифмой, распускает пышные шатры своих созвучий:

Шар зеркальный голубой
претворяется в простор,
                         разливается в покой вод озерных и ручьев,
а внизу летит поток сверхвоздушных душ людских,
ангелических, иных.

Кто измерит до конца чашу сердца и ума?!
Необъятная любовь вызревает между снов,
                                                                 совершенных и пустых,
поднимает жаркий щит;
обезличенность дрожит в свете ночи, в мраке дня,
                                                                         чья просодия одна.

…Возможно, жизнь и смерть — одно и то же? два оборота одной медали?
Такой вывод напрашивается от душевного соприкосновения со стихотворением Евгения Степанова:

Животные
часто похожи на людей.

Люди
часто похожи на животных.

Победа
часто похожа на поражение.

Поражение
часто похоже на победу.

Живые
часто похожи на мертвых.

Мертвые
часто похожи на живых.

Верлибр поэта, анализирующий реальность, слишком рьяно бушующую окрест, поражает жесткостью красок; и то, что верны они, заставляет задуматься о… верности человеческого пути:

Отвратительный телевизор.
Умопомрачительный смартфон.
Мракобесный интернет.

И т. д.

Из лучших побуждений
человечество
само себе
надевает удавку.

Поэтические повествования Дмитрия Артиса касаются болевых точек современной реальности:

Едем на вечер памяти
поэта и воина Ивана Лукина
в Литературный институт
имени Горького.
Иван погиб два года назад
в мариупольском замесе.
Выехали пораньше.
Опаздывать не люблю.

Густым соком преодоления страха жизни — и смерти! смерти! — пропитаны строки знаменитого режиссера и драматурга Марка Розовского:

Что ни день, то смерть приходит.
Брысь, костлявая, отзынь!
Пышно при любой погоде
Ядами цветет полынь.

Сколько близких и неблизких
Неродных мне и родных
Попадают в эту чистку…
Каждый день — удар под дых!

Продолжается (она идет уже два года!) публикация эпохального романа замечательного поэта из Екатеринбурга Юрия Казарина «Немтырь». В романе — много разнообразных пластов реальности. И советской, и постсоветской.
Представлены обозрение журналов, исполненное Павлом Щербаковым, книжная полка Сергея Бирюкова и рецензии.
Журнал щедр разнообразием, пульсирует плазмой и пульсом литературной жизни, и, достойно завершая год — трудный, как все в России — показывает нескудеющее богатство русских словесных полей.

Александр БАЛТИН



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru