|
Материалы номера № 14 (29), 2012 г.
Александр Орлов "Московский кочевник"
М.: "Вест-Консалтинг", 2012
Александр Орлов… Кто он? Наемник? Вольноопределяющийся? Отставник? Ни то, ни другое, ни третье. Ищущий дом и не находящий его. Причина одна: "малая родина". Сергей АРУТЮНОВ
"Московский кочевник" — книга поэта Александра Орлова (издательство "Вест-Консалтинг", 2012 год). Первое, что бросается в глаза при встрече с поэзией автора, — некая модель гумилёвского начала в его стихах. Что, честно говоря, несколько обескураживает. Но, по мере более глубоко ознакомления с книгой, многое начинает проясняться. Становится ясно, что в этом и заключается отличие автора от других поэтов современности.
Я так же, как пращур, кочую в ночи, На Ленинском мой коммунальный улус, И племя мое — это вы, москвичи, Наш прежний родитель — Советский Союз, Корыстных наложниц распущен гарем, Пощусь, причащаюсь, стал крестным отцом, Конину и сало я с радостью ем, Пью чай из пиалы, люблю с чабрецом, Из белого волка пошит малахай, Люблю многолюдный весенний Арбат. Столица — навеки мой избранный рай, В Москве обитает степной азиат.
На страницах книги автор действительно предстает перед нами настоящим кочевником. Книга — воплощение города, Москвы, ее площадей, бульваров, улиц, скверов и проспектов. Ничто не забыто, Александр Орлов старается упомянуть обо всем. Но как можно быть московским кочевником, если Москва — это родной город, родной дом? Впрочем, это не противоречие, как может показаться на первый взгляд. Все вокруг меняется, и город с течением времени может измениться до неузнаваемости. Именно это и пытался донести до читателей автор. То, что с течением времени, с различными метаморфозами города меняемся и мы. Все находится в постоянном движении.
Мир могуч, не познан, не разгадан, На окне наплывы божьих слез, А в углу дымит афонский ладан, Все ушло, а было ли всерьез? Убиваться мне теперь нет смысла, Сожалеть о том что не сбылось, Память сохранит людей и числа, С эпохальным игрищем мы врозь, Сталинских времен мое жилище, В двадцать первом веке я чужой. Тех, кто выжил, раненые тысячи, Да и те — утеряны страной.
Поэт приходит к неутешительному выводу: Москва перестает быть русской. Это главная мысль книги, которая четко прослеживается в частях сборника. Во второй части, названной "Фиалковый дым", автор видит Москву несколько иной, появляются восточные мотивы.
…Тебя вспоминаю. В облезлые рамы Вползает России фиалковый дым. И неба черничного звездные ямы Меня оставляют навечно живым.
Несмотря ни на что, поэт глубоко и трепетно любит свой город. Нетрудно догадаться, что московский кочевник — это сам Александр Орлов, который кочует по родной Москве, пересекая разные пласты времени.
Екатерина ЛИГУЗОВА
| |