|
Материалы номера № 21 (36), 2012 г.
«Вспышки на солнце». Составитель Надежда Бахолдина
М.: «Литературные известия», 2012
Солнце всходит, и вспышками-лучами к читателю тянутся пятнадцать авторов, поэтов разных, приверженцев и силлаботонического склада, и авангардного образа мышления. Выбор есть, и ценитель поэзии, к какому бы эстетическому «лагерю» он ни принадлежал, не должен быть разочарован. Общее «солнце» также вырисовывается; оно сложено из пятнадцати вселенных, из пятнадцати суперновых, оно — настоящее. Потому нисколько не потеряет тот читатель, что будет знакомиться с книгой последовательно, переходя от одной «вспышки» к другой. Даже выиграет. Обо всех пятнадцати авторах поговорить нам, увы, не удастся. Но и задача рецензента заключается не в этом, а — представить, заинтересовать, обозначить место книги в современной литературе. А то, что она плоть от плоти современного литпроцесса, — очевидно. Владимир Навроцкий из Москвы известен по публикациям в «Литературной газете», «Воздухе», сетевых изданиях. При естественной разности публикуемых текстов («ЛГ» и «Воздух» выглядят почти антагонистами), Навроцкий мастерски владеет малыми формами, приближая к афоризму высказывание, но — и тут необходимо отдать должное — не уходя в текст, а оставаясь в русле поэзии. Достаточно привести в пример стихотворение «Касса».
(говорит, читая листик итоговый) Мне хотелось только теплого логова, Быть любимой и, пусть в экономклассе, Летать в красивые города. (продолжает, глядя в листик итоговый) Неужели я хочу слишком многого? Ну оставлю Чего-нибудь Тут, на кассе, Без «любимой быть» посчитайте тогда.
Стихотворение симптоматийное, в котором просматривается современное общество, обездушеннообездуховленное, ставшее рабом золотого тельца и времени, когда материальное главенствует над духовным, а теплое логово и эконом-класс — предпочтительнее рая в шалаше. Булат Аюшеев из Улан-Удэ, сотрудник журнала «Байкал» (публикации в «Октябре», «Воздухе», «Сибирских огнях»), наполняет стихотворения метафизическими смыслами, соединяет несоединимое. Но все это вкупе — в умелой обработке — приобретает совершенно иное звучание и смысловую окантовку. Жуткое по настрою (мне показалось, психоделическое) стихотворение «Любовь», в первую очередь, создает атмосферу; сюжет отходит на второй план. Да и само полотно текста скроено наподобие клипа — это как моргнуть, открываешь глаза — одна сцена, моргнешь — другая. Но из-за них выплывает чувство — страшно-жуткое, которое словами и даже цитатой не передать (вот они — издержки рецензии), а разве только возгласом-концовкой: «— Вот это да! — / сказал изумленный отец.— / Вот это да…» Чтобы точнее прочувствовать сложный, символьноизменяемый (чуть не сказал шаманский) мир поэта, приведем стихотворение «Голоса».
«Восемьдесят мешков копают, Тридцать, может быть, съедают, А пятьдесят продают». «Я сходила купила сердце, Разделила его на четыре части, Значит, четыре дня Буду его готовить. Муж ругается: — Все деньги тратишь на жратву, А я болею! — А ты не жри!»
И вроде бы не сказано ничего, а общее неблагополучие ощущается (Булат Аюшеев — мастер интонации и атмосферы!). И сердце, разрезанное на четыре части, — не совсем еда, и болезнь — не совсем болезнь. А что-то тревожное разливается где-то в груди. Как мы уже сказали, представить каждого из пятнадцати поэтов обстоятельно (и даже вкратце!) не получится. Но привести их имена можно вполне. Вот они: Александр Голоскер, Владимир Навроцкий, Екатерина Азарова (Москва), Наталья Николенкова, Александр Строганов, Михаил Гундарин, Дмитрий Мухачев (Барнаул), Евгения Баграмова, Ульяна Яворская (Красноярск), Булат Аюшеев, Юрий Извеков, Аркадий Перенов (Улан-Удэ), Зоя Дякина, Виктор Евграфов (Орел) и Анатолий Боднич (Санкт-Петербург). Пятнадцать вспышек на солнце — в общем-то, достаточная картина. Но их необычное свечение, тот отсвет, что добрался до читателя, заставляют лишь сожалеть, что их столь немного. Может быть, составитель Надежда Бахолдина, когда придет время, соберет еще несколько вспышек — разных, но ярких.
Владимир КОРКУНОВ
| |