|
Материалы номера № 23 (38), 2012 г.
Александр Карпенко Поэзия Светланы Ос ДУАЛИСТИЧНОСТЬ МИРА КАК РОК
|
Светлана Ос |
Самая большая тайна мира — отчего одни умные люди «сходят с ума» там, где другие столь же умные люди царственно-равнодушны? «Не стоит горевать и раздражаться из-за пары пустяков», — говорят они. Но для тех, кого это волнует и даже мучит, это вовсе не пустяки. Эти «пустяки» почему-то обрастают глубинной психологией и философией! И все это, вкупе с переживаниями высшего накала, дает «пустякам» путевку в новую жизнь. «То, что спасет нас, то нас и убьет» — пишет Светлана Ос. В системе «Яд — противоядие» все зависит от дозы. В системе «Плохое — хорошее» все зависит от меры. Первое, на что обращаешь внимание, окунувшись в поэзию Светланы Ос — дуалистичность ее мировоззрения. Откровенная, открытая и широко заявленная. Причем, если раньше дуалистичность трактовалась философами как безусловный плюс, как богатство и плодородие жизни, то в интерпретации Светланы Ос дуализм мира выступает как некий рок для человека. Казалось бы, два измерения однозначно лучше, чем одно. Но не все так просто. Дело в том, что дуалистичность мира — часто вещь умозрительная. Придуманная для большей полноты переживаний самим человеком. Путем дробления единого целого на две противоположных части. Конечно, эмоционально мир, в котором есть, скажем, любовь и ненависть, богаче мира, в котором они существуют в зародыше, но еще не проявлены, не материализованы. Но счастливее ли такой мир? Иногда мистика, хоть нам и трудно в это поверить, повергает в прах математику. Один меньше, чем три. Но больше, чем два.
В садах Его души Я — мертвая вода. Он дал мне эту жизнь, А имени не дал. Для стороны иной Из контуров чужих Он создал образ мой, А сердце не вложил. Он черной нитью строк Зашил мои глаза И вывел за порог, А путь не указал. Гнал от себя, как мог, Держа что было сил. Он свет во мне зажег, А тьмы не погасил.
Чем же болезненна «отпетая» диалектичность? Скачками меры. Избытком, резко переходящим в нехватку. Космическими перепадами артериального давления. И, с человеческой точки зрения, «виноват» в этом, конечно же, Творец. Светлана Ос пишет: «Он свет во мне зажег, но тьмы не погасил». Так в чем же заключается проблема человека? В том, что оба противоположных полюса его души, и светлый, и темный, зачастую одинаково активны. Но это — чисто человеческий взгляд на бытие. Человеку — трудно. Но, может быть, Господь и создал человека с таким расчетом, чтобы ему было трудно? Чтобы он не останавливался, не застаивался в своем развитии. Не превратился в болото со стоячей водой… Не обернулся козленочком… Чтобы сам человек производил настройку души как музыкального инструмента. Конечно, человеку хочется быть не Галатеей и не Франкенштейном, а хотя бы Евой из будущего графа Вилье де Лиль-Адана. Потому как фантомная боль, причиненная Творцом, не дает ему ни сна, ни покоя.
ЛЮБОВЬ КАК ПРОЩЕНИЕ И НЕПРОЩАНИЕ
Проблема, как мне кажется, не в действиях человека, а в его отношении к своим действиям. К сожалению, в последнее время общество только добавляет человеку неуверенности в своих силах. Более того, человек с развитием психологии нередко склоняется к самоедству, понимаемому как высшая совесть. «Вот я такой-сякой, убил мамонта, а ведь это живое существо! Нет мне прощения!» И нет под рукой ангела-священника, отпускающего нам вымышленные грехи. Предельная степень прощения — вот чего бессознательно ищут и жаждут поэты! Конечно же, мало кто из нас убивал родного брата, как Каин Авеля. Но все мы без исключения хотим прощения как знака любви. И еще хотим безнаказанности — если не перед лицом Господа, так хотя бы перед судом своего ближнего. Потому что в душе мы — свободны, и если наша свобода попирает свободу других, то разве мы в этом виноваты? Это уже издержки ситуаций. Но люди, увы, обычно думают по-другому и не прощают человеку ничего. Ни великому человеку, ни маленькому. Ничего не простили современники ни Пушкину, ни Лермонтову, ни Гумилёву, ни Лорке. Простили только посмертно. Поэтому, как пишет Светлана Ос, прощенье пророчит людям прощанье. Странная вещь: слова «прощение» и «прощание» очень близки по звучанию — разница всего в одну букву. По своему смыслу эти слова, казалось бы, достаточно далеко отстоят друг от друга. Но вот случайна ли почти «интимная» близость между ними по звучанию? Не было ли в праязыке какого-нибудь невыясненного кровного родства в виде общего предка? Почему «е» так полюбовно аукается с «а»? Возникает впечатление, что это даже не каторжно «беглая», а просто праздношатающаяся буква. «Эврика!», — воскликнул голый Архимед, вылезая из ванной и хлопнув себя от удовольствия по мокрой спине. Если мы вернем отглагольные существительные («прощение» и «прощание») к их первоначальной глагольной сущности (глаголом жги сердца людей!), то сразу же поймем, что эти два слова накрепко соединены в современном русском языке, когда мы говорим «прости-прощай». То есть «прощение» и «прощание» сращиваются в едином летально-дружеском пожелании, которым мы напутствуем уходящих. При этом сам черт ногу сломит, что же все-таки первично — прощение или прощание. Но так ли это важно?
…Неправильные планеты Не могут сойти с орбит. В их курсов пересеченье, Как в страшном немом кино — Прощание и прощенье, И третьего не дано.
Тема прощения, как это всегда происходит с важными для автора сюжетами, «аукается» в готическом стихотворении Светланы Ос «The Unforgiven».
Кто разрубил надежды нить Лихим мечом, Кто не сумел себя простить, Тот не прощен.
Да уж, воистину «ты сам — свой высший суд».
КОЛЬЦА ВСЕВЛАСТИЯ
Созревала Тьма густотой имен, Чернотой зрачков, пустотой времен, Протекала вглубь, разливалась вширь, Заполняя все уголки души, И глушила звук, и стирала цвет... ...А внутри нее зарождался Свет. И тоской томим, и мечтой влеком, Он тянулся ввысь пламенным цветком, И качался в такт под напев ветров, Унося за грань неземных миров, И дарил покой, и сводил с ума... ...А внутри него созревала Тьма...
|
Александр Карпенко |
Светлана Ос показала, почему мир беспределен. И стихами своими приоткрыла нам завесу, что такое «апейрон» — беспредельное греческого философа Анаксимандра. Беспредельное оказалось весьма динамичным! Одна и та же сущность может развиваться и «давить», заполнять собой пространство, но только до определенной степени. Затем пружина, сжавшись до предела, разжимается, и происходит обратный откат. Что необычно, большее выдавливается меньшим изнутри. И происходит это вовсе не потому, что нет больше в Ойкумене свободного места. Ничуть. Просто любая империя разрушается изнутри своей затаившейся противоположностью. Чаще всего это происходит потому, что новым зарождающимся силам, представляющим загнанную в угол, или, точнее, в маленький круг противоположность, скучно и неинтересно «квакать» в унисон с большинством, и они примеряют на себя роли героев, отстаивая иную, «диссидентскую», точку зрения. Таков «механизм» развития, который, в сущности, представляет собой бесконечное перетекание плазмы жизни из одного сосуда в другой. Если долго проговаривать слово «тьма», послышится «мать». Получается, свет микроспорами, корпускулами изначально присутствует во тьме, а, тьма, в свою очередь, «ложкой дегтя» таится в свете. Вот почему ни свет, ни тьма не могут победить своих мистических оппонентов окончательно и бесповоротно. Хорошо, когда средствами поэзии можно «зацепить» реальную, не игрушечную философию. Упадок империи всегда начинается не с края, не с периферии, а с сердцевины! Словно бы невидимая ТРЕТЬЯ сторона медали выходит из засады, из-за ширмы времен. Светлана Ос подчеркивает «сердцевинность» точки возврата еще и графически, размещая строку о начале атаки противоположной сущности в середине смысла, в междустрофье. Чья же невидимая рука активирует противника в самом сердце враждебной сущности? Мы видим, что, в отличие от человека, и тьма, и свет размножаются почкованием. Новизна стихотворения Светланы Ос заключается в «беспартийности» позиции поэта. Она не выступает ни за тьму, ни за свет. Это уже почти «божественный» взгляд на природу вещей. Конечно же, я, как идеолог и практик «третьей стороны медали», не мог пройти мимо этого замечательного стихотворения! Не могу не заметить, что подобные космогонические произведения требуют от их авторов, без преувеличения, гражданского мужества. «Какая такая тьма внутри Света? — воскликнут сторонники “партии света”. — Это же подлая клевета на наш с вами любимый Свет!» А ведь таких людей большинство, в силу философской безграмотности и душевной простоты, которая подчас хуже воровства. Мир, на самом деле, более сложен, чем нам кажется, и только притворяется простым, чтобы не расстраивать нас, в нем живущих. Конечно, построение мира, предложенное Светланой Ос, достаточно схематично, зато схема эта — универсальна. Незапятнанных сущностей не существует. Но в течение длительного времени одна из них может доминировать настолько, что будет казаться незапятнанной. Как чисты все религии мира в самом зародыше! Как бескорыстны служители золотого века в любой области человеческой деятельности! Как героичны первопроходцы! Но потом вождей сменяют схоласты и фарисеи, кронов пожирают зевсы, и развитие идет по нисходящей. Впрочем, в декадансе тоже есть неуловимое очарование. Как бы там ни было, согласно Светлане Ос, все продолжится вечным ницшеанским возвращением. И оно будет иметь форму напластования концентрических колец. Колец Всевластия. Информацию об этом можно прочесть в стволах растущих на земле деревьев.
| |