|
Материалы номера № 24 (39), 2012 г.
Книга — откровение Книга — жизнь Книга — судьба
Проза Александра Файна не оставляет равнодушным, она касается самых важных, трагических и ярких страниц нашей недавней истории Не знаю, относился ли Варлам Шаламов, один из самых сильных писателей советской поры («советским» писателем его язык не поворачивается назвать), к числу литературных учителей Александра Файна. Но мне Шаламов вспомнился сразу, как только я добрался до лучшего произведения в этой книге — «Мальчиков с Колымы». Невероятная — в своей обыденности для сталинского периода — история двух маленьких братьев, попавших с семьей в столицу «Дальстроя» Магадан, рассказывается через множество коротких и нередко ужасных эпизодов. Эти случаи, а может, и байки, вроде бы не связаны напрямую с судьбой мальчиков. Но этот тяжелый, безнадежный фон и движет повесть вперед — как через испарения мерзлого магаданского тумана. Напряжение нарастает, трагический финал кажется неизбежным, читатель уже опустошен, оглушен происходящим, но оторваться не может. Ощущение — того же плана, как от «Левого берега». Для меня эта повесть стала открытием. И внутреннее, само собой возникшее сравнение с Шаламовым для меня здесь — высшая возможная оценка. Думаю, у этой книги будет хорошая судьба.
Владимир Мединский Министр культуры РФ, профессор МГИМО МИД России, доктор исторических наук
Блуждая среди людей, человек оправдывается только любовью, и только любовь дает ему силы быть или хотя бы казаться человеком. В основе книги Александра Файна — надежда на любовь. Ею же пропитан язык книги. Описания еврейских семейств, московских улиц, скромных жилищ, женских нарядов, знание оперного пения, картин барбизонцев, запахи еды, наконец, встреча с великим блатным языком лагерников — все это рождается из любви к жизни, любви стойкой, последовательной, от отрочества до седин. Да, смерть для многих героев книги оказалась сильнее жизни, мы получили то, что заслужили, никто, кроме нас, не виноват в наших бедах, но, осмысляя советский погром людей и ценностей, автор — спасибо ему! — по-старомодному не сдается: он оправдывает любящего человека.
Виктор Ерофеев, писатель, член Русского ПЕН-Клуба, автор и ведущий программы «Апокриф» на телеканале «Культура»
Впечатление от прозы — тяжелое, даже жутковатое, но: для тех, кому выдалось иное время, очерченное границами ноутбуков и мобильников. И многое уже не понять, но понимать надо. И красной линией выведены в повести «Мальчики с Колымы» слова: «Не дай бог, чтоб внуки тех, кто стоял тогда по разные стороны колючей проволоки, подошли к барьеру. Но и не дай боже нам в беспамятстве жить…» Полагаю, имя Александра Файна войдет в список значительных авторов начала XXI века...
Владимир Коркунов
Одна из особенностей книги, как мне показалось, заключается в том, что в ней нет отрицательных героев, о каком бы периоде времени российской истории XX века ни рассказывал автор. Файн с большим уважением относится к человеку в целом, а потому авторский взгляд на каждого героя, как на личность, вызывает чувство любви к Родине и людям, живущим в России, достоинство которых постоянно попирается и распинается не только современной, но, как это ни печально, и классической литературой, начиная с грибоедовского «Горя от ума» и гоголевских «Мертвых душ».
Наталия Лихтенфельд
| |