|
Материалы номера № 33 (48), 2012 г.
Блиц-интервью газеты «Поэтоград»
Евгений Степанов: — Возможен ли, на Ваш взгляд, объективный анализ поэтического текста? — Возможен. — Каковы для Вас критерии оценки поэтического текста? — Я оцениваю поэтический текст, прежде всего, как стиховед. Анализирую строфику, метрику, эвфонию, рифменную систему, метафорический ряд и т. д. Кроме того, я оцениваю стихотворения поэта, учитывая е г о версификационную систему. И, безусловно, оцениваю произведение с точки зрения его воздействия на мое сознание и подсознание. Грубо говоря, нравится-не нравится… Станислав Минаков: — Вот вся объективность: «Грубо говоря, нравится-не нравится…» Белка Елкина: — Нравится-не нравится — это критерий истины в искусстве! Александр Самарцев: — Невозможен. Евгения Доброва: — Жень, отвечаю на твои провокационные блиц-вопросы: 1) Возможен, да. Школярский. Из учебника литературы. Цитирую: План разбора лирического стихотворения. I. Дата написания. II. Реально-биографический и фактический комментарий. III. Жанровое своеобразие. IV. Идейное содержание: 1. Ведущая тема. 2. Основная мысль. 3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике. 4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него. 5. Преобладание общественных или личных интонаций. V. Структура стихотворения: 1. Сопоставление и развитие основных словесных образов: а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению. 2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. 3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание. 4. Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест. 5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм. 6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа). 7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки. Второй ответ: в стихотворении должна быть волна, открытие и сакральный смысл. Белка Елкина: — Творчество идет из подсознания, а там где включается сознание, анализ — заглушается способность слышать голос подсознания. Это как Моцарт и Сальери… Поэтому люди, закончившие Литературный институт, как правило, утрачивают способность творить талантливые вещи. Также, как врачи, закончившие медицинский факультет, часто утрачивают способность приносить людям здоровье. Александр Самарцев: — Чушь, конечно. Талант никаким образованием не заглушишь. А ежели заглушишь, то, перефразируя одного из моих духовных «отцов» Юрия Ряшенцева, «туда Вам и дорога». Софи Матвеева: — Возможен. Тогда это уже не Поэт. Либо критик, либо педагог, проверяющий домашнее задание, либо рецензент и т. д. Можно подойти к стихам со знанием определенных правил, но все же в основе должен быть слух… для хорошего стихоТВОРЦА, — не рифмоплета, чем многие грешат. К оным и себя отношу, как это ни печально сознавать! Александр Гуменный: — «И невозможное возможно»… Софи Матвеева: — Как исключение… возможно… Даниил Чкония: — Женя, дорогой, тут нужна перестановка: сначала — нравится-не нравится, а потом все остальное, что стоит вначале рассуждения. Потому что если не нравится, то на фиг вся теория! Евгений Степанов: — Даниил Соломонович, согласен. Александр Гуменный: — Даниил Соломонович, не совсем я с Вами согласен. По моему представлению, любое первое ощущение от прочитанного «нравится-не нравится» опирается на базу знаний и полученного опыта. Иными словами — все происходит ОДНОВРЕМЕННО — и чувственная сторона, и параллельный анализ текста. Даниил Чкония: — Александр, приветствую! Я думаю, что нужно уточнить. Восприятие текста совершенно очевидно базируется и на эмоциональной реакции, и на профессиональном знании и опыте, и это единовремемнное и одновременное восприятие. А вот оценка — дело сознательное, где включается именно анализ, базирующийся на знании, опыте. Вот, пожалуй, и нужно было Жене в своем ответе разделить ВОСПРИЯТИЕ и ОЦЕНКУ. Что касается других мнений, то я абсолютно согласен с Самарцевым, когда он реагирует на реплику Белки Елкиной. Внимательно следует отнестись к мнению Софи Матвеевой. Есть понятие ТОЧНОГО ЗВУКА, который несет в себе и эмоциональную, и содержательную стороны. В конце концов, возьмем читателя, который не замутнен филологическим знанием. Как он воспринимает, скажем, благозвучие текста, аллитерацию, звукопись? Подсознательно. Даниил Чкония: — Нечаянно нажал регистр, продолжаю: … подсознательно. Ему нравится, он подсознательно реагирует на музыку стиха, ВОСПРИНИМАЕТ. Профессионал, читая тот же текст, видит, как это сделано, одновременно ВОСПРИНИМАЕТ и ОЦЕНИВАЕТ, и тут, кажется, я сам себе противоречу? Поэтому уточняю: Жене следовало бы разделить ВОСПРИЯТИЕ и АНАЛИЗ. Так, похоже, вернее. А Сашу Самарцева хочу еще поблагодарить за упоминание в таком контексте Юры Ряшенцева! Евгений Степанов: — Очень толково. Получается хороший блиц. Александр Гуменный: — Даниил Соломонович, тут есть очень тонкий момент — как отделить первое ВОСПРИЯТИЕ от ОЦЕНКИ?! И Вы это отметили, конечно, если само ВОСПРИЯТИЕ базируется на ЗНАНИИ, а значит, уже СОИЗМЕРЯЕТ с чем то, или ОЦЕНИВАЕТ. На мой взгляд, в первой вспышке впечатления от прочитанного текста и у филолога, и у читателя ПОДСОЗНАТЕЛЬНО оба процесса сразу включаются, но только на разном уровне. Даниил Чкония: — Я с этим соглашусь, поскольку именно о разном уровне по сути речь и шла.
| |