 |
Материалы номера № 6 (57), 2013 г.

Анна Аркатова, «Прелесть в том»
Я бы сказал — поэтесса с мужской логикой, искренней и нежной по-женски. Обратите внимание даже на название книги — как автор играет со смыслами. Поэтому на стихи Ани и улыбчивые пародии пишутся — она открыта читателю. Очень близка мне по архитектуре стиха, чем, несомненно, завоевано мое сердце. Читал разные подборки Аркатовой в журналах, но теперь ясно, что стихотворный напиток от Анны надо пить книжками.
* * *
В школе думаешь — ну хоть бы один мальчик На лекции думаешь — ну хоть бы один мужчина На кухне думаешь — ну хоть бы один любовник В постели думаешь — ну хоть бы одна строчка!
Елена Генерозова, «Австралия»
Для меня совсем новое имя, мало где печаталась — всего одна пародия на ее стихи. Книга поразила великолепным чувством слова. Стоящие рядом они подогнаны, как кирпич к кирпичу, причем некондиции в стенах стихотворений Елены практически не встречается. А чувство слова в сплаве с образным зрением выдают замечательные стихи. Хотя Лена и сетовала, что книга неровная — дай Бог нам всем в наших книгах иметь такие неровности. Книжка «Австралия» у Генерозовой первая, но если называть ее блином — то он не получился комом. Поздравляю Лену с удачей и талантом.
* * *
Такую осень видела во сне. Мне мало лета, мне немало лет, В вагонном переменчивом окне Уже преобладает желтый цвет, И, неотступно следуя родству, Еще немного — отцветем и мы. Я — дерево, отдавшее листву, Которому далеко до зимы.
Сергей Королев, «Повторите небо»
Рано ушедший поэт по сути своей был ретранслятор — что видел, то и переносил на бумагу, как и делают многие и многие. Есть в книге несуразные огрехи — со временем это бы прошло, но время для поэта прошло очень быстро. Достоинство стихов Сергея — в окраске виденного вопросами — почему это так. Боль и недоумение, горечь и удивление — этой стороной повернулась к нему жизнь. Может быть, это и породило безысходность поступка, а в России стало на одним талантливым поэтом меньше. Посмотрел на фото — пацан пацаном — ему бы жить да жить, писать да писать. Увы… И персональное спасибо Андрею Коровину поддержавшему издание книги ушедшего поэта. Да воздастся ему.
* * *
Хорошо, если вместе умрем. Не хочу без тебя доживать. Поседевшие стол и кровать, — Даже пыль нас запомнит вдвоем. Берег неба зажег маяки, А по берегу, — он и она, — Как улитки, бредут старики, И вот-вот их подхватит волна. Что на память тебе подарю? Что имею — давно не мое. Не о смерти с тобой говорю, Но о чем-то важнее ее. Если всех растворяет поток, И с тобой непременно сольюсь. Я боялся, что будет «потом» — А теперь ничего не боюсь.
Александр Переверзин, «Документальное кино»
Александр к себе, как к поэту, относится скептически. Но — пишет, значит не может без этого яда. Поэзия Переверзина — это его зарифмованная жизнь. В основном первые строки его стихов начинаются с глагола — описывается действие, и вроде идет ровная дорожка стихотворения, но ближе к концу автор выкапывает яму, куда укладываются авторские эмоции, переживания, надежды, безнадежность, доброта и безвыходность — попробуй пройти и не споткнуться. Споткнуться и задуматься. У Переверзина нормальный человеческий взгляд на жизнь, нет ни чернухи, ни порнухи, а есть — традиционные многоразовые рифмы, спокойные ритмы. Для меня Александр — традиционный поэт — что в нынешней жизни так редко встречается.
* * *
Все вышли из земли и все в нее войдут. Переступая, ветер проберется в беспозвоночный и глухой уют еще не набежавшего колодца. Заточенным штыком раскроют глубину, перерубая кряжистые корни, с рассыпчатого дна увидят вышину, присядут покурить на свежем дерне. Бросая трижды землю навсегда, пойдут по кругу взрослые, как дети. И воздух светел, и чиста вода, и всхлипы эти, причитанья эти… Покажется, что пропасть широка, не хватит скорбной силы хороводу, и только землекопы в три штыка доделают привычную работу. А я смотрю на это не дыша и чувствую, что в тишине гудящей вся жизнь моя, вся легкая душа боится оказаться настоящей.
Олег Дозморов, «Смотреть бегемота»
Эта книга самая большая по объему из присланных. За творчеством Олега давно слежу — это самобытный поэт, в моих оценках не нуждающийся. Словом владеет свободно, но иногда кажется, что слово владеет им. На протяжении всей книги Дозморов масок не меняет — в меру свободен, в меру небрежен. Книгу перечитал дважды — бегемота не увидел. Закрываю заметку стихотворением Олега, написанным десять лет назад и которое завершает книгу. И нынешний Дозморов все тот же…
* * *
Я закрываю магазин стихов и открываю магазин несчастий, зла, общечеловеческих грехов и прочего по этой части. Я покупаю старые долги, храню несовершенные победы, и если я торгаш, то помоги моей торговле, приноси мне беды и бедствия. Ну а потом беги.
Юлиана Новикова, «Песок»
Совсем неизвестное для меня имя. Естественное название книги для поэтессы, живущей в городе среди пустыни. Хотя и в стихах подтекст названия ощутим. Ровные стихи с типичными рифмами. Стихи об окружающем мире, о том, что печалит душу. Нелегкая судьба и непростые стихи. Цитирую первое стихотворение.
* * *
Какая странная дорога, Куда ведет? Еще чуть-чуть, еще немного, И все пройдет. Пройдут цветы, прощальным цветом Бросая в дрожь. Тебе-то что грустить об этом — Ты не пройдешь.
Инга Кузнецова, «Воздухоплаванье»
Инга в этой книжке находится в свободном стихоплаванье — ее ничто не сковывает, она пробует себя в разных ритмических ипостасях, находит неожиданные рифмы, экспериментирует. Что-то удается, что-то не очень — но этим и интересна жизнь поэта. Так что нескучное чтение у меня было с книжкой Кузнецовой. И это цитатное стихотворение показывает диапазон поисков Инги.
* * *
все остыло буковка осталась страшно потерять эту исчезающую малость литера- туру ничего уже не помним (стерлись полюса) как народ бросал камни и комья за ограду полиса ах поэты и жалеть не надо об официальном языке без награды шляйтесь вне ограды думая о му-зы-ке
Иван Волков, «Стихи для бедных»
Сначала подумал, что это стихи для обделенных интеллектом. В книге даже есть раздел «Простые стихи». Но автор не так прост. Тренер по шахматам, он рассчитывает точно диспозицию стиха. А наблюдательность и искренность в стихах — несомненный козырь Ивана. Прочитал и подумал: «А хороший этот мужик, Волков. Без фиги в кармане и камня за пазухой!»
* * *
Собака понимает взгляд Луны, Луна поймет ответный вой собачий, И только мне, убогому, темны Беседы ночи слышащей и зрячей. Но тайный ужас, умная тоска И, вероятно, будущее горе Позволят мне без знанья языка Присутствовать при этом разговоре.
Все отрецензированные книги выпущены издательством «Воймега» в разные годы. — Прим. ред.
|  |