Презентация книги критики Елены Сафроновой «Все жанры , кроме скучного» в клубе «Журнального зала». 4 июня 2013 года
Стенограмма. Вечер ведет Евгений Степанов Запись и расшифровка Людмилы Осокиной Евгений Степанов. Друзья! Я здесь выступаю, прежде всего, в роли издателя этой книги. Есть такое издательство «Вест-Консалтинг», оно работает уже 10 лет на книгоиздательском рынке. Мы выпустили много книг...
Голос из зала. Микрофон?
Евгений Степанов. Нормально тут все слышно. Здесь достаточно уютное помещение и все замечательно.
Мы выпустили много книг, и вот одна из наших новинок — книга Елены Сафроновой — пользуется достаточно большой популярностью, если говорить, конечно же, условно, потому что вообще книжный рынок переживает далеко не лучшие времена. Да, читателей очень мало, вдумчивых читателей еще меньше, и поэтому любой успех критика, литературоведа для меня радостен. И я очень рад, что эта книга продается в больших магазинах, в частности, в магазине «Москва», и постепенно она выходит в лидеры продаж, и можно сказать, что это бестселлер. Вообще, продать поэтическую книгу практически невозможно. То есть, это нужно быть каким-то фокусником, Игорем Кио, кем-то еще…
Голос из зала. Дементьевым!..
Евгений Степанов. Да, Андреем Дементьевым или Ларисой Рубальской… Иначе — шансы невелики.
Книгу о поэзии продать легче, но все равно сложно. Пользуясь случаем, расскажу такую историю. Сегодня мне позвонили из книготорга, все его знают, «У Сытина», 20 лет этой компании, и она, к сожалению, в стадии угасания. Их выгоняют из помещения, все плохо, книги не продаются. Крупнейшая была компания, 20 лет как на рынке, и у них тоже ситуация — хуже некуда. Вот на этом фоне выпуск любой книги — подвиг! Просто подвиг! Потому что книжного рынка как такового не то чтобы нет, это умирающий рынок. Он плавно трансформируется в какие-то ридеры, интернет-издания…
|
Евгений Степанов |
Выпуск любой некоммерческой книги, тем более, о поэзии — это замечательное, знаковое событие. Тем более книги такого автора, как Елена Сафронова, которого вы все прекрасно знаете. Она печатается везде. Она обозреватель «Бельских просторов», она обозревает поэзию, она — критик журнала «Знамя», критик журнала «Дети Ра», критик журнала «Октябрь», и, наверное, всех ведущих журналов, которые входят в портал «Журнальный зал». Везде там можно найти статьи Елены Сафроновой.
Что для меня интересно, что мне, собственно, дорого, почему я взялся за издание этой книги? Конечно, потому, что у Лены есть собственный взгляд на литературный процесс. И этот взгляд — неоднозначный, он — спорный. И часто Лена вступает в полемику с известными деятелями литературного процесса, в частности, в этой книге она полемизирует с Сергеем Чуприниным. Но очень важно, что она делает это очень взвешенно, аргументированно, деликатно. И неслучайно, несмотря на эти полемические страсти, ее статьи печатаются в том же журнале «Знамя». Сергей Иванович Чупринин публикует Лену, несмотря на такие, казалось бы, разные точки зрения на те или иные вещи.
Я думаю, что у этой книги будет большая судьба, потому что как-то все меньше и меньше я встречаю специалистов, которые говорят о современном литературном процессе, которые, я повторюсь, имеют свой собственный взгляд на литературный процесс.
Недавно я прочитал книгу Евгения Юрьевича Сидорова, замечательную книгу «Записки из-под полы», и он описывает ситуацию 60-х годов, когда на одну книгу вышло 2 рецензии. Одна — в газете «Правда» — ругательная, другая — в журнале «Юность», где Евгений Юрьевич тогда работал. И письмо такое пришло в редакцию журнала: «Друзья! Как же так: “Правда” пишет одно, а “Юность” — другое. Вы уж определитесь, какая точка зрения правильнее. Тогда одну точку зрения и публикуйте».
Ну вот, постепенно, видимо, мы как-то к такому уже руслу приходим, и когда-то такая единообразная точка зрения будет в литературном процессе. Увы. Но я все-таки надеюсь на лучшее. Очень важно, что есть критики с независимой точкой зрения.
Лена Сафронова обозревает не только высоколобую, интеллектуальную литературу, но и массовую литературу. В этой книжке она обозревает и авторскую песню, где тоже есть свои особенности и тенденции.
То есть, эта книга, скорее, не книга рецензий, а именно книга литературоведческих статей, которые вскрывают наш литературный процесс, наш литературно-художественный процесс и говорят о вещах сущностных. Вот, собственно, что я хотел сказать.
Теперь мы, наверное, передадим слово автору — Елене… Пожалуйста!
Елена Сафронова. Спасибо! Хорошее вводное слово. Но начать, наверное, нужно с того, что… с названия… безусловно, оно очень дерзкое…
В эту книгу вошли статьи не то что обо всех жанрах, существующих в текущем литпроцессе, но даже не о всех жанрах, которые мне доводилось рецензировать, обозревать и так или иначе рассматривать. Ну, естественно, все жанры никто не обнимет, нельзя объять необъятное, как говорил Козьма Прутков, просто очень показалась мне хорошей, знаковой и подходящей к случаю пушкинская строчка.
На самом деле эта книга как раз-таки не включает ни одной рецензии на поэзию, хотя Евгений прав, их у меня достаточно много. Здесь рецензии на книжки прозаические, книги, относящиеся к разным жанрам, чтобы оправдать название. И еще здесь проблемные статьи о том или ином явлении. Два из них Евгений уже очертил. Это развлекательная литература и авторская песня. Также здесь есть проблемная статья о военной прозе и две, подпирающие ее, скажем, рецензии. Также тексты о современной литературе, ну, скажем, о тех книгах, которые наиболее часто можно встретить в книжных магазинах, о любовном романе, об эсхатологическом романе и о романе гламура, впрочем, представленном не в самом чистом своем изводе. А именно, тут речь идет о двух романах: писательницы Лидии Скрябиной «Моль для гламура» и о «Клетке», которые будучи по внешним признакам похожи на роман гламурный, на самом деле являют собой более знаковое, более серьезное чтение.
|
Елена Сафронова |
И построена эта книга по такой вот структуре: сначала идет проблемная статья, затем рецензии на книги, представляющие то или иное явление. Представлены, конечно, неравномерно.
По естественным причинам здесь нет никаких рецензий на авторскую песню. Авторская песня — жанр более звучащий, более текущий.
Перед началом нашего мероприятия Алексей Зайцев задал вопрос: за сколько лет были написаны статьи, составившие книгу? Я специально подсчитывала: самая ранняя работа — о военной прозе — написана в 2005 году, а самая поздняя, из тех, которые здесь, это рецензия на эсхатологический роман «Палач» Валерия Угарова и Марины Якимович, вышла в мае 2011 года. Ну, то есть, 6 лет, практически, половина нулевых уместилась в эту книгу своими острыми, выпирающими гранями.
Может быть, кто-то вопрос задаст, а то мне как-то неудобно со своими мыслями…
Голос из зала. Удобно, удобно…
Кирилл Ковальджи. Когда будет вторая книга?
Голос из зала. К кому вопрос?
Еще один голос из зала. К издателю, наверное!
Кирилл Ковальджи. К Лене.
Владимир Пимонов. …Потому что у девушки написано и на вторую, и на седьмую, и на девятнадцатую, дело не в ней…
Елена Сафронова (смущенно смеясь). Ну, поговорим об этом чуть позже. Может быть, случится какое-то чудо и новая книга появится до конца этого года, а может быть, чуда и не случится.