|
Материалы номера № 30 (81), 2013 г.
НИКТО НЕ ВИНОВАТ
В печати разразился скандал. Замечательному поэту и человеку вменяют плагиат. Кто прав, кто виноват? Попробуем разобраться. Для начала прочтем уважаемый альманах «45 параллель». Персона нон грата, или История одного плагиата Бывают в жизни моменты, которые поражают настолько, что долго отказываешься верить в происходящее. Казалось бы, ну какая может быть кража стихов в компьютерный век? Рудимент, да и только. Любой поисковик вам тут же покажет как плагиатора, так и истинного автора. И поверить в то, что уважаемый в литературном мире человек станет еще и воровать стихи, так же трудно, как выговорить название мексиканского вулкана Попокатепетль или исландского вулкана Эйяфьядлайекюдль.
Игорь Меламед
* * * Пока еще в Кузьминках снегопад – беги за ней, скользящей и спешащей. Хватая тьму на ощупь, наугад, дыши в плечо любови уходящей. Пока еще превыше прочих благ в последний раз к руке ее приникнуть – беги за ней, хоть ветер дует так, что ни вздохнуть, ни вскрикнуть, ни окликнуть. И зная, что сведешь ее на нет, – не отставай, беги за нею следом, пока ее скользящий силуэт не станет мраком, холодом и снегом… 1983
Владимир Спектор
* * * Пока еще в Луганске снегопад, Беги за ней сквозь позднее прощанье, Хватая тьму наощупь, наугад, И ощущая лишь любви дыханье. Пока еще превыше всяких благ В последний раз к руке ее приникнуть, Беги за ней, хоть ветер дует так, Что ни вздохнуть, ни крикнуть, ни окликнуть. И, зная, что сведешь ее на нет, Не отставай – беги за нею следом, Пока ее скользящий силуэт Не станет мраком, холодом и снегом.
Как же сложно бывает схватить плагиатора за нечистую руку, если он вовсю расстарался, чтобы скрыть плагиат от вездесущих поисковиков! Обратите внимание: Владимир Спектор а) изменил название местности в первой строчке (Кузьминки – на Луганск); б) поменял вторую – четвертую строки. Мы видим, что Спектор – плагиатор уже «второго поколения», он знает, КАК работают поисковики и умело их обходит. Сокращает, так сказать, «спектор обстрела». Поймать такого злоумышленника ничуть не легче, чем выявить договорной характер матча по футболу. Однако однокурсник Игоря Меламеда по Литинституту обратил внимание на странное совпадение стихов Спектора с ранним, но широко публиковавшимся стихотворением Меламеда. Лучший заслон плагиату – знание стихов наизусть. (Теперь знаю: многие мои московские и украинские друзья, действуя параллельно и независимо друг от друга, выявили эту дикую аномалию! Кто-то улыбнулся. Кто-то отмахнулся. Кто-то промолчал... Но ведь и закричали!!!) Конечно, вор должен сидеть. В тюрьме нашей нерукопожатности. А не возглавлять жюри престижных литературных фестивалей и вручать, как самозваный мэтр, почетные призы участникам международных конкурсов. Разве на Украине мало достойных авторов с честной репутацией? Ведь плагиатор сделал еще и тонкий расчет на «непроявленность» Игоря Меламеда в Сети, вызванную, впрочем, тяжелой болезнью. То есть этот человек был настолько убежден в своей безнаказанности, что публиковал меламедовское стихотворение на всех сайтах, давал во все интернет-журналы. Не стал исключением и сайт Поэзия.ру. Затем, когда Спектора уличили-таки бдительные читатели в нечестности, он быстро поудалял этот стиш со всех сайтов свободной публикации. Но хитрый вор не учел, что все стихи с Поэзии.ру автоматически перепечатывает интернет-издание «Поэзия на Ваших ладонях». Я много раз ругал этот ресурс за то, что они публикуют стихи без ведома авторов. Вдруг меня уже не удовлетворяет старый вариант какого-нибудь моего стихотворения? На Поэзии.ру я могу его просто удалить или же поправить. «Ваши ладони» лишают меня такой возможности. Но этот же портал помогает нам поймать плагиатора, который пытается замести следы! Вот такой парадокс… В конце концов, Игорь Меламед вышел на Владимира Спектора. И задал ему вопрос, из разряда неприятных. Вот что ответил настоящему автору стихотворения Владимир Спектор. «Ничем не могу объяснить этого совпадения. Ходил даже к экстрасенсу, который сказал, что был момент пересечения внутренних энергий в трагическое время для обоих авторов». Мы видим, что Спектору больно и неудобно падать с литературных «вершин». Вот далеко не полный перечень его регалий. Председатель Правления Межрегионального союза писателей Украины. Член Исполкома Международного сообщества писательских союзов. Член Исполкома Конгресса литераторов Украины. Лауреат ряда международных и национальных литературных премий. Публицист, член Национального союза журналистов Украины. Главный редактор альманаха «Свой вариант». М-да… И еще – нелепое, наверняка саморекламное, уточнение – …друг мэра Луганска. Теперь Спектору уже не надо воровать стихи. Он вполне может купить их у талантливых, но неизвестных авторов. И выдать за свои. И уже точно никто не подкопается. Факты – упрямая вещь. Одна строка у двух поэтов, конечно, может совпасть. Но совпадение 8-10 строк совершенно невозможно по теории вероятностей. Это знает любой математик. Такое вот отрицательное сальдо для нашего антигероя. Вот что написал мне по этому поводу поэт Сергей Касьянов: «Не люблю писать комменты, тем более в соцсетях, но тут – случай вопиющий. И ладно бы инет – он все стерпит, в конце концов, все в кэш уйдет, рано или поздно, – хранилище ненадежное. Но наш герой успел опубликовать ворованное в журнале «Москва» №12 за 2012 год и получить, как барыга, гонорар – а чего стесняться – копеечка к копеечке... Я известил редакцию журнала об этом инциденте. Думаю, что в узком кругу литературных ежемесячников места вору уже не будет». А вот ремарка поэта Александра Чернова: «Никогда не вмешивался в перепалки коллег по сайту, но Спектор достал и меня. Публиковать ворованные стихи в московских толстых журналах – это уже слишком! Спасибо Саше Карпенко за обнародование факта кражи. Честно говоря, я никогда не числил господина Спектора в числе поэтов. Все его регалии и членства – пузыри самозванства. Его присутствие в жюри разных конкурсов – это блеф. Я бы никогда не сел за один стол с этим проходимцем от литературы». Не смолчал и поэт Александр Закуренко: «Вообще я против любых изгнаний. Но впервые говорю, что такого человека надо гнать с Поэзии.ру. Обворовывать плохо вообще. Обворовывать человека, прикованного тяжелой болезнью к дому, – за гранью добра и зла. За откровенную подлость вообще и по лицу бить надо. Или по другим местам... Причем публично. И этот случай – не единственный. Не буду без разрешения Игоря озвучивать имена – но один его однокурсник – известный поэт-песенник – тоже чуток у больного друга подворовал. Все, кто знают фигуранта дела, перестали с ним общаться. Увы, воруют не одни чиновники». В заключение, мне хотелось бы сказать слова поддержки в адрес поэта, пострадавшего от грязных рук Владимира Спектора. Игорь, мы с тобой! Количество людей, возмущенных неблаговидным проступком Спектора, растет не по дням, а по часам! Думаю, что братство поэтов, объединенных честными творческими устремлениями, ничуть не меньше и не слабее нашего литинститутского братства.
Александр Карпенко 12-14 июля 2013 года Москва
PS-45
Главный редактор альманаха Сергей Сутулов-Катеринич, принявший решение о публикации материала Александра Карпенко, тем самым особо подчеркивает, что разделяет нравственную позицию своего сотоварища. Более того: с этого момента все поэтические подборки Владимира Спектора удаляются со страниц издания «45-я параллель»! Случай по сути беспрецедентный, но ведь и плагиат не из рядовых... Кстати, даже Великий комбинатор Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, набравшись мужества, сознался в плагиате... Вспомнили? Ну а Игорю Меламеду мы искренне, по-братски желаем новых творческих удач!
14 июля 2013 года Москва – Ставрополь – Челябинск
ПИСЬМО ВЛАДИМИРА СПЕКТОРА
В начале снежного февраля 2005 года, в трагические для меня дни после смерти жены Ларисы, я написал стихотворение, посвященное ее памяти. Спустя 8 лет, в 2013 году, я узнал, что стихотворение, отличающееся от моего лишь двумя строчками в первой строфе, опубликовано в книге Игоря Меламеда «Бессонница», изданной в 1994 году, а написано им в 1982 году. Я никак не могу это объяснить. Мне говорят, что я его когда-то прочитал, и оно пришло в голову в трудный час, как свое. В такое можно поверить, но я не читал Меламеда – в Луганске его книги нет, а быстрого интернета на тот момент у меня еще не было. Я не знаю, что сказать. Готов поверить в мистику, хотя никогда в нее не верил. Увы, я поставлен в ситуацию, когда должен оправдываться. Но оправдываться мне не в чем. И это письмо не оправдание. Это правда. Каждый вправе верить мне или нет. Но всей своей жизнью я, надеюсь, не давал повода для сомнений в своих делах и творчестве, которое уже давно для меня стало судьбой.А просить прощения или виниться мне не в чем. Совесть моя чиста. Тем не менее, я пообещал убрать это стихотворение из своих сборников, хотя ощущаю его только своим. Вот и все. А всем комментаторам напомню вечную мудрость: «Не судите…» и еще – «Каждому воздастся».
С уважением, Владимир Спектор
ПОЭЗИЯ: СКАНДАЛЫ, ИНТРИГИ, РАССЛЕДОВАНИЯ
Поэзия, она штука такая – вечная. Категориями солидными, масштабными оперирует. Потому и любые мелкие дрязги в ней проходят, в общем-то, незамеченными. Поэтические скандалы, конечно, случаются, да и частенько, но вот так, чтобы прогреметь, распалить общественность – редкость. А тут вдруг тряхнуло так тряхнуло. Один поэт, якобы, украл у другого стихотворение. Вроде как плагиат. Нечто похожее случалось и раньше, – сколько примеров знаем – но то ли раздувать не хотели, то ли фигуры не слишком известные были. На этот раз все совпало как надо. Похожими оказались стихотворения маститого луганского поэта и его российского коллеги. В роли жертвы – Игорь Меламед, поэт, переводчик, эссеист. Персонаж в литературном мире известный. В роли «злодея» – Владимир Спектор, поэт, публицист, председатель правления Межрегионального союза писателей Украины. Фигура статусная. Понятное дело, что оба лауреаты, финалисты, члены жюри разнообразных премий – в общем, все как полагается приличным людям. Так как они оказались в подобной истории? Надо бы разобраться. Без криков, угроз и мордобоя. Но едкая, как бабки у подъезда, ирония заключается в том, что разбираться на самом деле никто не хочет. Все и так ясно. Хуже того – удобно. Ярлыки развешаны, не содрать. Владимир Спектор – аферист, злодей и мерзавец. Это я, цитируя обвинителей, мягкие эпитеты привожу. Игорю Меламеду, конечно, исключительно теплые слова. Более того, если разобраться, ему вся эта леденящая поэтическую кровь история лишь на пользу. Защитники, которых понабежало достаточно, начали почитать его за величайшего поэта земли русской. Как сказал бы Виктор Пелевин, «все, что ни случается, это пиар…» И все же – давайте разбираться. Факт совпадения, так сказать, на лицо. Понять логику, в отличие от их действий, ненавистников Спектора можно. Но тут стоит задаться вопросом: для чего солидному, уважаемому, известному поэту воровать чужое стихотворение? Рассылать его по журналам, включать в подборки? Это абсолютно невыгодный, недальновидный с точки зрения банальной меркантильной логики шаг. Понимаю молодых поэтов, которые прут чужое в надежде прочесть, опубликовать, удивить. Им это как бы по статусу юношеского максимализма, борзости положено. Но для чего заниматься плагиатом человеку, уже добившемуся положения, если этим он ставит себя под удар? Терять многое ради одного-единственного стихотворения – где логика? Тогда ведь надо идти дальше – заниматься систематическим плагиатом. Заимствовать не одно стихотворение, а поставить это дело на поток. Так есть доказательства, что поток существует? Владимира Спектора, кстати, уже успели обвинить в том, что он покупает стихи. И тут, собственно, присутствует элементарное незнание матчасти – не читали. Ну или чересчур ошалели от приступов гнева. Я читал книги Владимира Спектора. Безусловно, не все – их у него более 20, – но достаточно. И даже писал о них. В них очевиден индивидуальный авторский почерк. Как стилистически, так и метафизически. Выходит, покупал Спектор у одного автора? Всю жизнь, стихи-то он пишет с детства? Сам Владимир Спектор утверждает, что ситуацию кроме как мистикой не объяснишь. Сошлись, что называется, звезды на небе; Дух, как мы помним, дышит, где хочет. В открытом письме Спектор написал следующее: «В начале снежного февраля 2005 года, в трагические для меня дни после смерти жены Ларисы, я написал стихотворение, посвященное ее памяти. Спустя 8 лет, в 2013 году, я узнал, что стихотворение, отличающееся от моего лишь двумя строчками в первой строфе, опубликовано в книге Игоря Меламеда «Бессонница», изданной в 1994 году, а написано им в 1982 году. Я никак не могу это объяснить…» Между тем, такие совпадения бывают. В КВНе, например, которому я отдал четыре года, подобное случается сплошь и рядом. Пишешь шутку, сценку даже, а потом оказывается, что есть такие же, слово в слово, жест в жест, а ты видеть, слышать чужого априори не мог. Литература она, конечно, сложнее, хитромудрее, чем КВН. Но и тут совпадений хватает. Доказанных совпадений. Когда автор не мог видеть и знать о творчестве другого, а написал слово в слово. Впрочем, поэты считают, что у них такого произойти не может. Оно понятно: служители муз – люди особенные. Хотя, справедливости ради, и такие случаи науке известны. Владимир Спектор утверждает, что прочесть книгу Игоря Меламеда никак не мог. И это тоже имеет место быть. Потому что книга, в которой вышло стихотворение Меламеда, вряд ли могла появиться в Луганске; она вообще была не в слишком широком доступе. Учтем так же, что сила Интернета тогда не поражала: он был скорее редкостью, нежели правилом. Да и опять же стихотворение Меламеда было практически не представлено. В общем, так просто его не прочтешь. И все же представим, что Владимир Спектор его где-то прочел. Между делом, на досуге. Может быть, оно даже осело у него в памяти, где-то на уровне подсознания. А после этого у Владимира Спектора умирает жена. Он сидит дома, у гроба (собственно, так, по словам очевидцев, и было), на израненный, воспаленный страданиями ум приходят строки. Спектор записывает их как посвящение жене. Сложно представить, в каком состоянии он находился. Какие фокусы, реакции могло выдать его сознание, подсознание. Откройте любой учебник по психофизиологии – там все написано. Этот вариант, хоть он и наиболее логичен, самопровозглашенные защитники Меламеда не стали рассматривать. Какой-то не слишком моральный человек даже написал, что Спектор прикрывает умершей женой свою шкуру. Действительно, можно подлить, если не хочешь думать. В ситуации Владимира Спектора и Игоря Меламеда этических моментов хватает. Намеренно украсть стихотворение, предавшись греху плагиата, значит оказаться – давайте уж без обиняков – форменным му.аком. Владимир Спектор таковым не является. Чисто по-человечески не является. Я не буду перечислять, сколько хорошего (зачастую вопреки обстоятельствам) он сделал для коллег, друзей, знакомых. Подобным с точностью да наоборот занимаются «доброжелатели», среди них, кстати, хватает тех, кому Спектор делал добро (прав был Ницше, что больше всего бываешь наказан за свои добродетели). Для меня достаточно личного знакомства с Владимиром Спектором. Он порядочный, добрый, отзывчивый человек. В этом со мной солидарны десятки людей, которые выразили ему сочувствие и поддержку. Поэты ведь – люди специфические. Их ценишь, прежде всего, не за человеческие качества, а за стихотворные строки. Тем приятнее, когда встречаешь и хорошего поэта, и замечательного человека. Говорят, что каждый судит сам по себе. В таком случае поведение тех, кто так рьяно набрасывается на Владимира Спектора, по меньшей мере, настораживает. Да, основания, на первый взгляд, есть, но переход на личности, оскорбления, угрозы и даже проклятия – это перебор, нонсенс, больше напоминающий истерическую травлю. Видимо, свои бревна в глазах не жмут. В таком контексте человек, не слишком интересующийся поэзией (а таких, к сожалению, все больше), глядя на происходящее со стороны, подумает нечто вроде: «И такое из-за стиха раздули?». Подумает и окончательно забудет дорогу к памятникам нерукотворным. Ведь раздули и, правда, так, что скоро все в пламени сгорим. На первичное состояние дел, как на шампур, одни за одним нанизали еще три десятка обвинений, большая часть из которых является откровенным бредом. Например, Спектор приметил стихотворение Меламеда еще в Литинституте. Но ни в каком Литинституте он не учился. Это так, для справки. Справок таких выдать нужно прилично. Больно случаев много. Зачастую клинических. Изумляет ведь даже не вероятность плагиата, а яростное поведение разоблачителей неправды и поборников справедливости. Акела еще и промахнуться не успел, а стая уже оскалилась, рассвирепела, начала травлю. И это, пожалуй, главный поэтический диагноз сегодня. Куда более страшный, чем якобы плагиат.
Платон БЕСЕДИН
КОММЕНТАРИЙ «ПОЭТОГРАДА»
Поэзия — абсолютная материя. И совершенно неудивительно, что одинаковые строки могут быть у совершенно разных авторов. Это, на мой взгляд, не плагиат, это доказательство того, что поэты извлекают стихи из космоса небытия. Выступают в роли своеообразных транзисторов. Странно, что подобных совпадений (как в случае Меламеда и Спектора) м а л о. Но этот случай говорит лишь о том, что текст абсолютен. Он такой, каким не может не быть. В любом случае я считаю, что мы все должны быть спокойнее и толерантнее по отношению друг к другу.
Евгений СТЕПАНОВ
| |