Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 36 (87), 2013 г.



Элла Крылова
«Витраж»

 

СПб.: «Геликон-плюс», 2013

 

Я, по-видимому, не внимательный читатель: мне почти не было дела до того, когда тот или иной стих был написан. И лишь, взяв в руки новую книгу Эллы Крыловой «Витраж», я озаботился хронологией. И обнаружил, что с конца декабря 2012 по начало апреля 2013 автором книги написано как минимум 90 стихотворений. И это, не считая прозы со включенными в нее стихами, не считая произведений, размещенных в других книгах. Короче, известная фраза «ни дня без строчки» не достаточно емко характеризует творческий потенциал автора.
Поэзия — не спорт, а состояние души. Поэтому рекорды здесь не уместны. У одного поэта «пальцы просятся к перу, перо — к бумаге, минута — и стихи свободно потекут», в то время как для другого поэзия — «та же добыча радия: в грамм добыча, в годы — труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». И, заметьте, оба поэта — вполне настоящие: один — «наше все», а другой — «лучший, талантливейший поэт нашей советской эпохи». Чай, не графоманы презренные…
Несомненно одно: чтобы писать по нескольку стихов в день на самые разные темы, стихов серьезных, вызывающих душевный отклик читателя, надо, параллельно с существованием в реальном мире, находиться еще и в другом, виртуальном, доступном поэтам. В этом мире даже самые обыденные вещи воспринимаются по-иному:

 

Я одеялом закрываюсь,
как будто в землю зарываюсь.

 

В этом мире поэт предельно искренен:

 

Нет, я пишу, не как дышу:
я кровью сердца вам пишу
свои полночные посланья.

 

В этом мире поэт воедино сливается с природой:

 

Пусть замерзнуть рискую,
в новогоднем лесу
на снегу я рисую
молодую весну

и глаза закрываю.
И рисунок лесной
дышит правдою рая
и становится мной.

 

В этом мире поэту не только можно, но и должно связывать свою судьбу с происходящими вокруг событиями:

 

Я жить хочу, я вечно жить хочу!
И пусть за это жизнью заплачу…
Колокола рыдают по Руси:
Христос, о, воскреси нас, воскреси!

 

Творчество Эллы Крыловой было замечено давно, и, увы, не только большими поэтами. Я хорошо помню, как с первых же дней ее пребывания на сайте Поэзия.ру толпы завистников и графоманов, свивших там уютное гнездышко, начали систематическую травлю поэтессы. Что ж, такова обычная расплата за талант. На том же сайте не счесть числа нападкам на другого большого поэта, Александра Кабанова. И что характерно, и Кабанов, и Крылова никогда не критиковали других авторов сайта, никогда не вступали в окололитературные конфликты. Оно и понятно: Поэты живут в мире поэзии, им скучно и совсем не интересно отвлекаться на бессмысленные дебаты, «перевоспитывать дураков в умных». Кончилось все так, как и должно было: Элла Крылова ушла с сайта насовсем, а Кабанов, формально оставаясь на Поэзии.ру, почти не печатается на сайте. Отголоском этих «баталий» звучит включенное в «Витраж» стихотворение:

 

Критиканы бездарные надоели
не вино в бокалах от них — бурда.
Это Моцарт может понять Сальери,
а Сальери Моцарта — никогда.

Да пишите хоть до седьмого пота,
вам не пригубить Гиппокрены струй.
Что для вас — четырех полушарий работа,
Мне — от Господа в темечко поцелуй!

 

Вот именно! Любители учить настоящих поэтов писать стихи никогда не переведутся. Бог с ними! Элла Крылова прекрасно чувствует себя на других сайтах, у нее есть и всегда будет свой читатель, которому нет дела до выяснения отношений, но которому всегда будут интересны ее стихи. А легионы таких читателей — лучшая характеристика творчества Эллы Крыловой. Ее стихи отсылают нас к эллинским богам, к буддизму, к христианству. В ее душе идет постоянный поиск пути к Богу. Философско-поэтические образы рождаются в ее голове из незначительных будничных ситуаций, например, из перемены погоды:

 

Вот солнце выглянуло из-за туч
и разлило по лужам бликов млечность.
Жизнь — призма, преломляющая луч,
из бесконечности летящей в бесконечность.

 

Разумеется, в творчестве Эллы Крыловой, как у любого поэта, есть стихи более или менее талантливые. Только вот плохо писать она не умеет. И уже сейчас можно сказать, что в русской поэзии конца 20‑го — начала 21‑го веков ее творчество заняло достойное место. Однако, при нынешней ситуации в России, поэтический талант — не пропуск в бессмертие, ибо русский язык, главное духовное богатство народа, гибнет. Учение Ломоносова о трех литературных «штилях» выглядит анахронизмом. Существовавший столетиями мат или возникшая сравнительно недавно блатная «феня» на наших глазах превращаются в языковую норму. Резко падает число людей, способных понять и оценить русский литературный язык. А это означает, что литераторы теряют своих читателей. Такое бывало и прежде, в частности, в русской поэзии. Игорь Северянин, признанный за пару лет перед революцией «королем поэтов», лишился почти всех своих читателей после того, как они, представители городской интеллектуальной элиты, были уничтожены большевиками. Но «с теми, кто вышел строить и несть», Северянин не пошел! И сейчас, в наше смутное время, некоторые, не лишенные поэтического дара стихотворцы, во имя сиюминутной популярности пытаются подстроиться под вкусы толпы. Элла Крылова — не из их числа. Ее словарь — безукоризнен. Конечно, неподготовленный читатель может испытывать определенные трудности. Элла Крылова никогда не опускается до уровня среднестатистической образованности! А «поэзия требует слов».
Я держу в руках книгу «Витраж». Она хороша уже тем, что здесь и поэзия, и проза, создавая замысловатый орнамент, позволяют собрать воедино и высветить многогранность творчества поэта. Это очень правильно, что Элла озаботилась описанием встреч с современниками-поэтами. Кто лучше ее самой может рассказать о беседе с Виктором Кривулиным, Ольгой Седаковой или Беллой Ахмадулиной? Только она сама, чтобы в будущем не было домыслов и искажений. Нет, Эллу нельзя упрекнуть в том, что она «бронзовеет». Это — не мемуары, а лишь милые записки, теплые воспоминания о людях, встретившихся на поэтическом пути. Они, как и многие другие, с кем встречалась Элла, смогли оценить ее женское обаяние, независимость и редкостный интеллект. Мне думается, что ей откроется высшее знание, ибо вся ее жизнь отдана тому, чтобы постичь непостижимое и донести людям ранее неизвестное. Вот почему мечется ее душа между буддизмом и христианством, но не такова Элла, чтобы пойти покорной овечкой с промытыми мозгами за первым попавшимся пастырем. В духовной сфере для нее не может быть никаких компромиссов. Только человек, обладающий самоуважением, может любить этот мир так, как она. Для нее верить и любить — значит ценить.

 

Михаил РЕЗНИЦКИЙ



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru