|
Материалы номера № 3 (104), 2014 г.
ЮБИЛЕЙ ПОЭТА ГЕНРИХА САПГИРА
Лично я с Сапгиром не дружил и был далек от его исканий. Но, безусловно, есть в этом и свои плюсы. Взгляд становится острее, личное не заслоняет прочие точки зрения. Однажды – совершенно случайно – в одном из толстых журналов я "напоролся" на такие строки Сапгира:
И с ужасом друг друга наблюдали
Три разных стороны одной медали.
Это послужило для меня своего рода толчком к размышлениям о третьей стороне медали, результатом которых стала книга "Третья сторона Медали", выпущенная издательством "Профиздат" в 1991 году. Уже этого случая достаточно для того, чтобы быть благодарным Генриху Вениаминовичу Сапгиру.
Для меня всегда было загадкой, как Генрих Сапгир умудряется сочетать в себе несочетаемое, поэтику авангарда и детскость восприятия. Но постепенно я пришел к выводу, что эти вещи плохо сочетаются разве что у нас в голове. Мы привыкли. что поэтический авангард – это род зауми, когда разум поэта доминирует над его душой, когда в стихах много мыслей и метафор, но нет музыки. Но как сочетаются авангард и "наивное" искусство? Детский писатель и новые формы подачи? Почему-то, в нашем понимании, это нечто "кентаврическое". Хотя Даниил Хармс и обэриуты хорошо сочетали именно эти качества, которые сегодня кажутся нам несовместимыми.
В детскую поэзию Сапгира "привел" его друг, большой русский серьезный поэт Борис Слуцкий. Детские стихи позволили Генриху Сапгиру не уезжать – и иметь заработок на родине. Потому что другие стихи Сапгира до перестройки имели минимум шансов быть напечатанными.
Генрих Сапгир входил в "Лианозовскую" группу поэтов, участвовал, наряду с лучшими мастерами нашей литературы, в знаменитом запрещенном альманахе "МетрОполь". В последние годы жизни Сапгир примкнул к группе поэтов, объединившихся вокруг родоначальника метаметафоры Константина Кедрова. Он стал активным участником ДООСа – Добровольного Общества Охраны Стрекоз. Что не удивительно, учитывая некоторую родственность – не столько поэтик, сколько творческих устремлений.
Круглый стол, посвященный 85-летию поэта Генриха Сапгира и прошедший в "Чеховке" под патронатом Елены Пахомовой, открыл нам еще одно амплуа, еще одну ипостась знаменитого поэта. Он очень хорошо разыгрывал в ролях свою поэзию, даже сугубо минималистскую. Какие же молодцы ребята из "Классиков XXI века", которые сняли на пленку у себя в салоне многочасовую беседу с Генрихом Вениаминовичем! По этой записи, показанной в рамках юбилейных торжеств, можно сделать однозначное заключение: Генрих Сапгир был еще и родоначальником поэтического слэма. Хотя и слова такого тогда не существовало! Как же гениально демонстрировал Сапгир свои стихи из серии "Вдох-выдох"!
Генрих Сапгир умер от инфаркта по дороге на свой вечер в литсалоне "Классики XXI века". Прямо из троллейбуса – на небо, как и предсказал в одном из своих стихотворений Генрих Вениаминович. Мы, в сущности, только начинаем открывать для себя этого незаурядного человека.
Александр Карпенко
| |