Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 17 (118), 2014 г.



Павел Рыков
"Излом"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2014

Новая книга Павла Рыкова получила название "Излом". Это проблемная книга, и стихи поэта — полны гражданственности, так редко встречающейся в наше обездуховленное время. Это книга поэта и гражданина, чье сердце болит о стране. И тогда рождаются стихи:

Зачем тебе свобода,
Когда вокруг простор
Для нищего народа,
Где каждый третий – вор.

Мне кажется, эти строки – диагноз времени. Нищего, но продажного. Свободного, но лживого. Но, может быть, все не так плохо?  Ведь мир, если абстрагироваться от гражданско-политического образа, многопланов. Это и хранящиеся в памяти отзвуки прошедшего, и пейзажи, которыми искони славится Россия.

Музыка ль грянет в осеннем саду,
Кованным конь ли ударит копытом –
Каждый из звуков напомнит беду:
Все позабыто. Ничто не забыто.

Последняя строчка – рефрен, эпифора. Точные, даже отточенные рифмы, осознанная метафорика – все выдает в Рыкове человека вдумчивого и внимательного, для которого содержание значит не больше, чем форма, а форма не больше, чем содержание. В этом соответствии кроется гармония.
Тематически сборник разнообразен. Здесь и отзвуки 1940-х гг., опаленных войной, и думы о сегодняшней России, и обращения к памяти, и религиозная лирика… И если каждая книжка – срез творчества того или иного художника, становится понятна графическая метафора на обложке книги. Перед нами годовые кольца дерева, символизирующие и опыт самого художника слова (Павел Рыков родился в 1945 г.), и "срез" ("спил") его творчества, и ситуацию в стране. Последнее подчеркивает и название "Излом", и трещины, расходящиеся многоликими змеями по стволу. Да в какое время Россия не была на изломе? Это ведь исконно национальная черта – запускать ситуацию и лежать на печи, пока гром не грянет!
Впрочем, возвращаемся к стихам, ведь сам Николай Гумилёв учил: рецензируя книги, больше цитировать. Читатель сам может понять, на что способен автор, а комментарии порой сбивают. (Но и без них никуда!)

Ненужные дети… Россия!
Какою ты щедрой была:
Могилы в Белграде, Софии
И в Сент-Женевьев де Буа.

Немыслимо, сколько народа
Во все закоулки земли…
Одних увезли пароходы,
Другие по шпалам ушли.

<…>

В мороз, без одежды: — В повозку!
Что? Ежитесь, сучьи сыны,
Кулацкие вы подголоски!..
Крестьянское сердце страны.
................................................
И ныне, как в годы иные,
Нам детский вопрос – не вопрос.
Прекрасное утро России
Уходит в развес и вразнос.

— Вы, дети немилые, знайте –
Напутствуют, слов не тая –
Езжайте, езжайте, езжайте.
Спешите в иные края.

Там реки, текущие медом,
Там Кола фонтанами бьет.
Свободна там даже Свобода.
Хлебайте! Хлебайте ее!

Далее в тексте обращение к невинно убиенному царевичу Алексею с просьбой услышать боль русских в "небесных чертогах". Неслучайно мною процитировано это стихотворение. "Ненужные дети" по напряжению, по настрою – одно из сильнейших в книге. (При этом отметим, что Павлу Рыкову особенно удаются стихотворения гражданские, боль автора переливается в строки, и это не может не затронуть не разучившегося чувствовать читателя.) Автор горюет о сынах и дочерях страны, в одночасье ставших ненужными. Отчего? Почему? "Чистка рядов" в советское время, избавление от "врагов народа", кулаков и прочее… Чем это оборачивается в наше время? Временная петля замыкается, и сегодня Россию покидают те, кто не может выжить при диком капитализме. Слезами орошая свой путь, бегут, или, проклиная Родину, едут? Не суть важно. Важен сам факт, что Россия перестает им быть матерью, а становится в лучшем случае мачехой.
Автору помогают в выражении своих мыслей не только сюжетные, но и непосредственно поэтические средства. Говоря о свободе, он замечает: "Свободна там даже свобода". От чего? От совести? От порядочности? Думается, что это так, потому что сложно иначе трактовать призыв поэта: "Хлебайте! Хлебайте ее!" И – горькая ирония в строках: "Там Кола фонтанами бьет". Это гротеск и сарказм, но полные искренней печали за страну и людей, в ней оставшихся. А потому, следуя духовному пути, извечному для русской литературы, появляются строки о царевиче Алексее… И сердце у России – крестьянское. Это очень немаловажное замечание, напоминание об истоках.
Невозможно в краткой рецензии описать все отличительные черты поэтического мира Павла Рыкова. Да и не нужно. Достаточно сказать, что спектр тем поэта разнообразен (представлены и "песенки", и религиозная лирика, и др.), поэтические приемы (для ценителей) – в наличии. А то, что автор – человек и гражданин, вы уже, думаю, убедились. И если вы разделяете гражданскую позицию Павла Рыкова, не пропустите эту книгу.

Анастасия ОРЕШКИНА-НИКОЛАЕВА



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru